Все связано со всем... Этот известный закон диалектики делает не метафорой, а фактом древнюю мудрость: трогая траву, не потревожь звезду. Что же можно противопоставить цепочке причинно-следственных связей, которые чреваты для планеты и для человека невосполнимыми глобальными потрясениями, катастрофами? Мы, педагогический коллектив гимназии №2 г. Белгорода, считаем:
сформированное системное мышление, для которого постулат
"Все связано со всем" — является точкой отсчета. Мы живем в системном мире: все объекты, окружающие нас, являются системами. Педагогические объекты и процессы не составляют исключения, поэтому коллектив гимназии под руководством профессора, доктора педагогических наук Т. М. Давыденко начал экспериментальную работу над темой
"Формирование системного мышления учащихся в условиях гуманитарно-педагогической гимназии". Существуют ли технологии, направленные на формирование системного мышления? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Отдельные приемы существуют, а системы нет. На ее разработку и
"покусился" коллектив педагогов гимназии.
Мы исходим из признания правильности следующего положения: при изучении. закреплении, обобщении информации трудно понять и запомнить россыпь отдельных фактов и событий. Но если они выстраиваются в логически связанный сюжет, то есть образуют систему, мы легко воспроизводим их в любой момент. Современный школьник знает много, но знания эти плохо организованы. КПД знаний весьма низок: по исследованиям психологов — едва
ли выше 1—2%. А ведь именно в школьные годы человек привыкает многое запоминать, выучивать, совершенно не
устанавливая связи между ними. Знания лежат, как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения.
Учебные программы каждой из наук уже осуществляют отбор знаний — и делают это хорошо. Но преподавание каждой науки за редкими вкраплениями межпредметных связей как раз и приводит к тому, что у школьника формируется мозаичное представление о мире, окружающем человека, а методология вообще остается за бортом. Нужен инструментарий, позволяющий отбирать необходимые знания, объединять их в поисках ответа, позволяющий видеть не отдельный объект, а систему, в .рамках которой необходимо найти решение конкретной проблемы. Системное мышление — это такое мышление, когда одновременно работают минимум девять мысленных экранов: человек видит систему, данную в задаче, вопросе, проблеме, надсистему, подсистему — три разных этажа, и в каждом этаже — прошлое, настоящее, будущее. Обучить этой технологии решения проблем, которая получила название
"системный оператор" — одна из наших задач. В заключение дадим рекомендации тем, кто хочет научиться мыслить целостно, системно: Всматривайтесь в привычное
— и увидите неожиданное.
Всматривайтесь в некрасивое
— и увидите красивое.
Всматривайтесь в малое
— и увидите великое.
Всматривайтесь в простое
— и увидите сложное. Э. Работягова,
заместитель директора гимназии № 2
по научно-методической работе
|