1. Главный итог работы коллектива за
прошедшее пятилетие (1996—2001 гг.) —
аттестация и аккредитация вуза. Эти
результаты позволяют предложить
коллективу основное целевое направление
деятельности в следующем пятилетии:
закрепиться на достигнутых рубежах и
войти в глубь университетского поля по
всем основным показателям,
предъявляемым к государственному
университету.
2. Следующей по важности
задачей должно быть создание и развитие
современных систем обеспечения качества
образования. Качество деятельности вуза
должно рассматриваться как функция
качества различных сторон его
деятельности: качества учебных программ
и учебных занятий, качественного состава
профессорско-препода-вательских кадров;
качества уровня научных исследований;
качества инфраструктуры вуза; качества
взаимодействия с рынком труда и участием
вуза в трудоустройстве выпускников;
качества непрерывного образования
выпускников и др.
3. Коллективу предстоит
уменьшить темпы введения новых
специальностей, стабилизировать
состояние введенных специальностей и
направлений, укрепив их научно-педагогический
потенциал и научно-техническую базу.
4. Вхождение университета
в университетскую науку пришлось на
время, когда «старые» вузы имели и опыт, и
научные наработки, и научные кадры, и
необходимую научно-техническую базу...
Поэтому темпы нашего вхождения в большую
науку, как и в предыдущее пятилетие,
должны быть таковы, чтобы сходу найти
свою ячейку и активно ее осваивать.
5. Развитие научных
направлений требует интенсивного и
непрерывного развития материально-технической
базы. Сегодня развитие базы заметно
отстает от темпов внутреннего развития
университета. Наука должна пройти этап
самоокупаемости и стать основной
составляющей в формировании
внебюджетных средств университета.
6.
Университет за сравнительно короткий
временной отрезок должен реализовать
следующие потенциальные возможности:
—
интегрироваться в международную
университетскую систему как
равноправный партнер;
—
найти точки соприкосновения с
зарубежными научными школами для решения
взаимовыгодных научно-исследовательских
задач;
— создать
условия для продвижения на мировой рынок
конкурентоспособной наукоемкой
продукции;
— войти в
систему международного научно-информационного
и коммуникационного пространства;
— вести
работу по созданию научных школ,
объединив опыт, знания ученых старшего
поколения с активностью и
целеустремленностью специалистов
молодого поколения.
7.
Университет должен стать центром науки,
образования и культуры в регионе.
8.
Сотрудничество с вузами и НИИ России в
значительной мере зависит от нашей
активности, и оно должно стать
взаимовыгодным.
9. Решить
эти и другие проблемы без широкого
привлечения молодых специалистов в
активно-творческий процесс будет трудно,
а может быть и невозможно. Поэтому
необходимо добиться последовательного
выполнения концепции молодежного
творчества в развитии университета. В
этих целях необходимо впредь вести
работу по совершенствованию системы
развития как собственной аспирантуры и
докторантуры, так и возможности
сотрудничества с системами
послевузовской подготовки других вузов;обратить
особое внимание на развитие
естественнонаучных направлений, как
основы разработки и внедрения
современных и перспективных технологий:
—
пересмотреть роль ассистентов и
вспомогательного персонала в учебно-научном
процессе;
— более
решительно обновлять административно-управленческие,
учебно-вспомогательные и инженерно-технические
службы грамотными и энергичными
специалистами, владеющими современными
информационными и организационными
технологиями;
— в
университете создать культ
информационных технологий, иностранного
языка как в системе учебно-воспитательного
процесса, так и в научно-исследовательской
деятельности;
—
превратить библиотеку университета в
центр информации и международного
общения;
—
добиться перевода аспирантуры на
хозрасчетную форму с последующей
самоокупаемостью;
— сделать
доступным получение информации через
систему «Интернет» для всех, кто
испытывает потребность в получении
научной, образовательной и других видов
информации.
10. Созданные филиалы
нуждаются в развитии тех составных
частей, над которыми предстоит трудиться
основному (базовому) комплексу
университета. Приобретенный опыт
совместной работы попечительского
совета, фонда содействия развитию
университета и ректората университета
необходимо перенести на развивающиеся
филиалы, ботанический сад, конно-спортивную
школу, институты и другие структурные
подразделения университета.
11. Коллектив вышел на
новый уровень взаимоотношений с
общественными структурами региона и в
межриегиональном общении с однотипными
объединениями. Этому способствовали
созданные общественные самоуправляемые
молодежные организации, совет ветеранов,
клубы по интересам, творческие и
спортивные коллективы и др.
Приобретенный опыт в создании
самоуправляемых коллективов необходимо
впредь более энергично пропагандировать
в общественных организациях
университета и создавать условия для их
инициативного и продуктивного
сотрудничества с административными
структурами университета и
общественными организациями региона.
12. Для развития и
улучшения социально-бытовой сферы
необходимо научиться создавать фонды
поддержки. А поэтому и на следующее
пятилетие одной из главных задач
коллектива остается освоение правил
рыночной экономики, умение зарабатывать
средства для создания внебюджетного
фонда, на основе которого и будут
создаваться крайне необходимые фонды
поддержки. Это может быть: фонд улучшения
жилищно-бытовых условий сотрудников;
оздоровительный фонд; фонд поощрения и
материальной поддержки; фонд поддержки
аспирантов и докторантов; фонд развития
актуальных образовательных и научных
направлений;фонд
развития материально-технической базы и
др.
13. К имеющейся в
распоряжении коллектива материально-технической
базе требуется бережное отношение. Была и
остается задача — научиться правильно
эксплуатировать и сохранять базисный
капитал университета.
14. Развивая и дальше
демократические общественные
формы управления подразделениями в
частности, и университетом в целом,
руководству университета предстоит и
впредь добиваться неукоснительного
выполнения норм общественного поведения,
приказов ректората, Министерства
образования, правительственных решений.
В этих целях активизировать роль
общественного воздействия,
совершенствовать систему воспитательных
мероприятий. Одним из ближайших этапов
развития демократических общественных
мер воздействия станет восстановление
моральных и материальных стимулов с
учетом современного состояния общества.
Другими словами, в этой пятилетке
предстоит большая организационная,
разъяснительная и воспитательная работа
по восстановлению справедливости и
принятию объективных решений во всех
структурах университета.
15. Основная
и главная ответственность за работу
коллектива и состояние университета
возлагается на ректора и его команду.
Считаю
необходимым пересмотреть структуру
университетского управления, систему и
стиль управления, расширяя сферу
полномочий самостоятельного управления
подразделениями с одновременным
повышением их ответственности за судьбу
вверенного коллектива.В связи с
планомерным переходом системы
образования от режима бюджетного
финансирования к режиму инвестиционного
развития и ректорату, и его структурным
подразделениям предстоит находить и
внедрять новые формы сотрудничества. Как
между собой, так и со структурами региона,
министерств, хозяйственных объединений и
др.
16. Выработанные основные
направления деятельности коллектива на
ближайшее десятилетие должны
воплотиться в реальную оболочку, а именно:
создание учебно-образовательного и
научно-исследовательского комплексов и
превратить государственный университет
в межрегиональный научно-образовательный
и культурный центр с международными
функциональными обязанностями.
17. Несмотря на наличие
существующих сложностей в системе
управления и развития университета,
имеющихся на данном этапе развития
общества, и возможных новых, у коллектива
есть главное достоинство — перспектива
развития и целеустремленность в решении
поставленных задач.
И мы должны подойти к
этому динамическому процессу по-хозяйски,
обогащенные приобретенным опытом, с
уверенностью в преодолении имеющихся и
возникающих препятствий на пути движения.
И это позволит нам жить,
трудиться и отдыхать уверенней, лучше и
красивее.
С уважением,
профессор Н. В. Камышанченко
|