Университетские вести


Страницы истории

(Продолжение. Начало № 17)

После Октябрьской революции в стране начинает формироваться принципиально новая система образования. Белгородский учительский институт попадает, как и другие учебные заведения, в полосу многочисленных и зачастую не оправданных реорганизаций. По создававшейся в Советской России сложной многоступенчатой системе управления образованием, учительские институты квалифицировались теперь как средние специальные учебные заведения и с 1918 г. они были подчинены Главному управлению профессионального образования (Главпрофобру), которое существовало при Народном Комиссариате Просвещения. В 1919 г. БУИ преобразовывается в педагогический институт народного образования (распоряжение Наркомпроса РСФСР от 4 июня 1919 г. за № 3029-26), но во время хозяйничанья деникинской администрации он вновь становится учительским институтом, правда, срок обучения увеличивается до 4-х лет. После изгнания деникинских войск из Белгорода большевики реорганизуют БУИ в институт народного образования, а с начала 1922 г. - в практический институт народного образования (ПИНО). Документы, подтверждающие эти реорганизации, находятся в Государственном архиве Белгородской и Курской областей, а также в Государственном архиве Российской Федерации. Интересно, что после 1922 и вплоть до 1923 г. большевики, по-видимому, пытались в ходе реформы образования соединить понятия "высшее" и "специальное" образование. Другими словами, до 1923 г. Белгородский практический институт народного образования проходил по спискам как "специальное высшее учебное заведение". В сентябре 1923 г. Белгородский ПИНО реорганизуется в педагогический техникум и в таком виде существует до 1939 г. Многие здравомыслящие люди возражали против такой скороспелой и необоснованной реорганизации института с полувековыми традициями в педтехникум, но их голоса не были услышаны. Так, даже несмотря на последствия гражданской войны, в 20-е годы в ПИНО работали 22 преподавателя и обучалось 158 студентов. Работало подготовительное отделение и 3 факультета: естественно-географический, словесно-исторической и физико-математический. В педтехникуме, по сравнению с институтом осуществлялось "удешевление" образования в ущерб его качеству и потребностям региона.
Белгородский педтехникум с 1923 вплоть до 1939 гг. готовил работников для сельских школ, детских садов и детских домов. При техникуме существовала 4-х, а затем и семилетняя опытная школа, имелась сельхозферма. Широкие права имели органы студенческого самоуправления - Президиум исполнительного бюро слушателей. В 30-е годы число студентов техникума увеличилось до 250 человек, однако качество знаний и уровень общей подготовки абитуриентов значительно упал. Для подтягивания отстающих студентов до среднего уровня отменялись оценки и был введен т.н. смешанно-лабораторный метод обучения. После окончания техникума выпускники в течение года считались, стажерами и были обязаны отчитываться раз в три месяца о своей работе перед руководством техникума. В конце 30-х годов потребность в учительских кадрах в нашем регионе резко возросла - это был результат глобальных процессов, происходивших в СССР в связи с реконструкцией народного хозяйства и культурными преобразованиями. В связи с этим, летом 1939 г. на базе Белгородского педтехникума создается первое высшее учебное заведение в нашем городе - Белгородский государственный учительский институт с двумя отделениями - физико-математическим и естественно-географическим. Учительские и педагогические высшие учебные заведения тогда были подчинены Всесоюзному Комитету по делам Высшей школы при СНК СССР (ВКВШ). Приказом ВКВШ за № У-505 от 5 октября 1939 г. был утвержден Устав БУИ. Вуз готовил учителей, обучение было бесплатным (плата несколько раз вводилась, но окончательно она была отменена в 1956 г.), двухгодичным. До Великой Отечественной войны состоялся лишь один выпуск. Государственная экзаменационная комиссия работала в БУИ в мае-июне 1941 г. Дипломы по результатам экзаменов были выданы 140 выпускникам. Необходимо вспомнить и о том, что в 1940 г. в Старом Осколе был также создан учительский институт, но к началу войны по найденным совсем недавно документам совершенно отчетливо прослеживается тот факт, что если Белгородский учительский институт работал уже как сложившееся учебное заведение, то Старооскольский учительский институт к 1941 г. находился на начальной стадии формирования. 

                             Е. Прокофьева, доцент

(Продолжение следует)

БелГУ

Содержание
Следующая статья
Предыдущая статья


Предыдущая статья

Содержание

Следующая статья


Адрес редакции: 308007, Белгород,
ул. Студенческая 12, комната 110.
 Телефон: 34-21-11
Адрес Web-сервера БелГУ:
www.bsu.edu.ru
Редактор
Ю.  Василенко