В МИНУВШЕМ ГОДУ РЕКТОРАТОМ, ДЕКАНАТАМИ, КАФЕДРАМИ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ ИНСТИТУТАМИ ВСЯ РАБОТА БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМИ КРИТЕРИАЛЬНЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ РАЗРАБОТАНЫ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ И ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВНЫМИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СТАТУСА УНИВЕРСИТЕТА.
В 2001 году выполнялось 58 научно-исследовательских работ, обеспеченных финансированием (в 2000 году - 49), в том числе госбюджетных за счет выигранных грантов, участия в программах и проектах Минобразования РФ - 15 (руководители: Камышанченко Н. В., Насонов Н. Н., Ткаченко Н. К., Исаев И. Ф., Балятинская Л. Н., Григорьев Г. Н., Болтенков В. И., Плетнев М. Ю., Красильников В. В., Лисецкий Ф. Н., Блажевич С.В.) и 43 из средств хоздоговоров (Петин А. Н., Данакин Н. С., Плетнев М. Ю., Никитин В. М., Камышанченко Н. В., Зиновьев В. Г., Кузнецова Т. Н., Лисецкий Ф. Н., Григорьев Г. Н., Холод В. Л., Прокопов М. В., Мусиенко М. В., Мусиенко Ф. Н., Тарабаева В. Б., Павлова Т. В., Чендев Ю. Г., Присный А. В., Перевышина И. Р., Яковчук М. М.).
К сожалению, по сравнению с прошлым годом в этих списках появилось мало новых имен. Между тем, при желании и настойчивости любая кафедра может найти свою нишу в хоздоговорных исследованиях.
Объем НИР, финансируемой из всех видов источников, составил в истекшем году 2580 тыс. рублей вместо 1596 тыс. руб. в 2000 году. Однако обеспечены финансированием только 19 кафедр из 69. А остальные пробавляются статьями, тезисами, внутривузовскими пособиями, т.е находятся на дотации.
За 2001 год опубликовано 35 монографий и 125 учебных пособий. По количеству и объему печатной продукции мы не уступаем многим старым классическим университетам. Но определяющим является иной показатель - монографии, а также пособия с грифом Минобразования или УМО. А таких издано только 13. В числе их авторов Антипова Н. М., Благасова Г. М., Бардыкова Н. В., Заманова И. Ф., Новиков Е. В., Зубарева Л. А., Афанасьев Ю. И., Воронин В. М., Пятакович Ф. А., Украинская Г. В., Кузнецова Т. Н., Игнатова И. Б., Петрова Л. Г. Кстати, ими же опубликовано учебное пособие "Практическая грамматика русского языка" в г. Далянь (Китай).
Нельзя считать правильным, когда преподаватели университета издают свои труды таким образом, что университет не получает от их реализации никакого дохода.
В минувшем году на базе БелГУ проведено 18 научно-практических конференций, в том числе 5 международных. О большинстве из них рассказывалось на страницах "УВ".
Мы придаем большое значение их подготовке и проведению, так как это свидетельство определенных итогов работы по данному направлению, творческое общение, публикация материалов. Естественно, не все они равнозначны и по организации и по количеству участников.
Осуществлялось сотрудничество в рамках международной программы между Белгородским госуниверситетом и образовательными учреждениями земли Северный Рейн-Вестфалия.
Продолжались научно-творческие связи с центральными вузами, научно-исследовательскими институтами, академиями. Членами различных академий являются 39 сотрудников БелГУ. Обозначились новые формы взаимной деятельности кафедр педагогического профиля со школами и органами образования.
В целях определения уровня научной и научно-методической работы профессорско-преподавательского состава ученым советом был утвержден рейтинг по основным направлениям деятельности, т.е по тем критериям, который определены Министерством образования РФ, а именно: научные публикации, выполнение НИР (проекты, гранты, программы, хозтемы, патенты); руководство аспирантами, докторантами; организация и руководство научными конференциями, семинарами; руководство научной деятельностью студентов БелГУ.
Рейтинг научной и научно-методической работы преподавателя, на наш взгляд, может служить достаточным основанием для оценки его деятельности в этой области и определения почетного звания "Лучший ученый года БелГУ", определения статуса "Лучшая кафедра года по научной работе".
Научный рейтинг преподавателя в известной мере определяет направление его профессиональной деятельности, помогает делать выбор; исходя из возможностей и способностей, и тем самым, с одной стороны, призван способствовать внутреннему движению, саморазвитию, и с другой является показателем саморазвития, итогом его труда. Естественно, как показал анализ рейтинга, его критерии будут корректироваться, но тем не менее в целом он достаточно отражает научную деятельность преподавателей и кафедры в целом.
Научный рейтинг преподавателей составил:
свыше 2-х тысяч: проф. Давыденко Т. М., проф. Исаев И. Ф., проф. Камышанченко Н. В., доц. Руднева Н. И., проф. Игнатова И. Б.;
свыше 1,5 тысяч баллов: проф. Никитин В. М., проф. Харченко В. К., проф. Лисецкий Ф. Н., проф. Поддубный Н. В., доц. Пивень В. И., доктор наук Махотин Г. И. (Старооскольский филиал).
Вместе с тем отчеты ряда кафедр свидетельствуют о невыполнении ими планов НИР (естественно-математических дисциплин и методики начального обучения, философии, биохимии и фармакологии, культурологии). Рейтинг некоторых доцентов и даже заведующих кафедрами не превышает 10 баллов! Однако кафедры ограничиваются констатацией фактов и никаких реальных мер к тем, кто не выполняет свои обязательства, не принимают.
В неразрывной связи друг с другом находятся наука и кадры. От степени научного потенциала кадров зависит и наука. Сегодня в БелГУ 626 штатных преподавателей, из них 55 докторов, профессоров и 282 кандидата, доцента. В 2001 году успешно защитили докторские диссертации доцент кафедры политологии, социологии и истории Белоножко Елена Петровна и доцент кафедры теоретической физики декан международного факультета Малай Николай Владимирович.
Восемь кандидатов наук состоят в докторантуре, три - на должности старшего научного сотрудника.
Однако еще на 34 кафедрах из 69 нет ни одного штатного доктора или профессора. Да и не всякий доктор или профессор работает в полную меру сил, показывая пример молодым.
Получает развитие аспирантура. Сейчас в ней обучается 180 аспирантов очной и заочной форм обучения по 27 специальностям против 140 в прошлом году, подали заявки еще 110 на следующий год, 95 соискателей. Однако наблюдается определенная диспропорция, которая не в пользу естественно-математических классических специальностей. В этом году защитили кандидатские диссертации 20 преподавателей, из них 14 по гуманитарным специальностям. В то же время у нас по педагогике, русскому языку, литературе, социологии - куда устремляются соискатели - стопроцентная обеспеченность дипломированными кадрами. Над этим тоже следует думать и уже сейчас готовить для поступления в аспирантуру по необходимым специальностям: математическим дисциплинам, экономике, химии. Подготовка научных кадров начинается со студенческой скамьи, и научная работа студентов является органической составной частью НИР университета. Итогам и проблемам НИРС будет посвящена статья в одном из ближайших номеров "УВ".
В этом году у нас заработал новый диссертационный совет по защите докторских диссертаций по социологическим наукам. Функционирует совет по защите кандидатских диссертаций по физике конденсированного состояния и математическому моделированию. Открыт совет по защите кандидатских диссертаций по философским наукам (теория и история культуры, религиоведение, философская антропология). Работает диссертационный совет по русскому языку. Открыт совет по юридическим наукам (правда, разовый). Уже в январе состоятся первые защиты. По германским языкам также открыт совет. Активно работает докторский совет по педагогике, утвержденный еще в ноябре 2000 г.
Кроме докторантуры при кафедре педагогики, приказом Министра открыта докторантура при кафедре социальной технологии.
Имеющиеся возможности научного роста преподавателей необходимо использовать более активно. Нужно учитывать, что в связи с увеличением количества студентов, открытием новых кафедр и специальностей увеличился приток недипломированных кадров. И если в 2000 году профессора и доценты, доктора и кандидаты наук составляли 59%, то теперь - только 54%. А ведь это один из основных показателей, по которым оценивается деятельность университета. Подробнее о них говорится в статье проф. Ф. Н. Лисецкого, которая будет помещена в следующем номере.
Ученый совет университета постановил, что впредь новые специальности: будут открываться только при условии их обеспечения дипломированным и кадрами. Директорам НИИ и заведующим кафедрами предложено разработать на 2002 - 2003 годы программу обеспечения финансированием научно - исследовательских работ, а также программу роста дипломированных кадров на 2002 - 2005 годы. В марте нынешнего года. будет проведена общеуниверситетская конференции посвящённая творческим итогам научных исследований преподавателей в 2001 году.
Е. Тонков, проректор по кадровой политике и развитию научно-педагогического потенциала.
|