Панель настройки шрифта

НИУ «БелГУ»
Цвета сайта:

Настройки шрифта

Настройки шрифта:

Выберите шрифт Arial Times New Roman

Настройки интервала:

Выберите интервал между буквами: Стандартный Средний Большой

Закрыть окно настроек Вернуть стандартные настройки

 


Форумы НИУ «БелГУ»

Тематические внутрикорпоративные форумы университета, участниками которых могут быть все пользователи интрасети НИУ "БелГУ" и читатели университетской Научной библиотеки.

Если у вас есть идеи, предложения и темы для обсуждения в форумах, обращайтесь в управление информатизации

Страницы: 1 2 3 4 След.
Ответить
Устаревшая лексика, Нужно ли изучать устаревшую лексику?
 
В настоящее время устаревшую лексику считают чем-то отжившим. Но настоящее - сиюминутно и мимолётно, прошлое - это навеки нам принадлежащая реальность. Изучение устаревшей лексики способствует формированию исторической памяти, ценностных ориентиров.
 
Устаревшее - значит, отжившее, за бесполезностью вышедшее из употребления. Чего тут спорить?

И много ли проку в формировании исторической памяти от отжившей лексики? Есть более эффективные средства, чем филология.
И при чём тут ценности?


похоже филилоги придумывают себе задачи,
чтобы чем-нибудь заняться,
а не полезным для людей делом.
 
Цитата
Анюра пишет:
Устаревшее - значит, отжившее, за бесполезностью вышедшее из употребления. Чего
тут спорить? И много ли проку в формировании исторической памяти от
отжившей лексики? Есть более эффективные средства, чем филология.
Меня задело за живое  это утверждение Гостя. Разумеется, есть и «более эффективные средства, чем филология». Но слово  - это самый краткий, но иногда  и самый запоминающийся  путь в нашу Историю и Культуру. Если сталкиваешься с тем, что выпускники в большинстве своём не видят глубоких смысловых различий между однокоренными словами ДВОРНИК–ДВОРНЯ- ДВОРОВЫЙ- ДВОРЕЦКИЙ- ПРИДВОРНЫЙ и др., то поневоле начинаешь  задумываться, как они читают (понимая – не понимая?)  И.С.Тургенева (начиная с «Муму» и кончая «Отцами и детьми»!), да и вообще всех «программных» писателей  ХIХ в.?! И это только один пример.  А сколько их можно еще привести… И всё это совсем  не  «отжившее», «бесполезное», это историческая  память, которая объединяет нас в один народ…
 
Цитата
526784 пишет:
Цитата
Анюра пишет:
Устаревшее - значит, отжившее, за бесполезностью вышедшее из употребления. Чего
тут спорить? И много ли проку в формировании исторической памяти от
отжившей лексики? Есть более эффективные средства, чем филология.
Меня задело за живое это утверждение Гостя. Разумеется, есть и «более эффективные средства, чем филология». Но слово - это самый краткий, но иногда и самый запоминающийся путь в нашу Историю и Культуру. Если сталкиваешься с тем, что выпускники в большинстве своём не видят глубоких смысловых различий между однокоренными словами ДВОРНИК–ДВОРНЯ- ДВОРОВЫЙ- ДВОРЕЦКИЙ- ПРИДВОРНЫЙ и др., то поневоле начинаешь задумываться, как они читают (понимая – не понимая?) И.С.Тургенева (начиная с «Муму» и кончая «Отцами и детьми»!), да и вообще всех «программных» писателей ХIХ в.?! И это только один пример. А сколько их можно еще привести… И всё это совсем не «отжившее», «бесполезное», это историческая память, которая объединяет нас в один народ…

Я вам об исторической памяти, а вы мне о своих переживаниях и дворецком.

Конкретно:
приведите примеры, как ваша устаревшая лексика (дворня или что другон) формирует ист.память, и какую именно формирует при этом.

Кстати, к вам как к редактору: что такое историческая память - дайте определение.
 
Цитата
Анюра пишет:
приведите примеры, как ваша устаревшая лексика (дворня или что другон) формирует
ист.память, и какую именно формирует при этом. Кстати, к вам как к
редактору: что такое историческая память - дайте определение
Я думаю, что  Гостя не интересует определение исторической  памяти, которое, если приложить немного усилий, можно найти в специальной литературе. Я лично понимаю под  исторической памятью  общие воспоминания, общие представления  современного общества о былых событиях, прошлой жизни, ее устройстве и т.д.,   причем именно общие, приблизительно одинаковые для большинства, а не так:  ты как хочешь думай, а я думаю этак. Те же ДВОРЯНЕ, ДВОРЯНСТВО могут восприниматься со знаком + или со знаком - ...  А сколько вопросов связано с понятием СЛОБОЖАНЩИНА!  Мы живем на земле былой Слобожанщины, живем в бывших СЛОБОДАХ и СЛОБОДКАХ,   и при этом мало знаем, чем эти земли были особенны, почему спустя и сотни лет эти понятия живы.
 
Цитата
Татьяна Новикова пишет: Я лично понимаю под исторической памятью общие воспоминания, общие представления современного общества о былых событиях, прошлой жизни, ее устройстве и т.д., причем именно общие, приблизительно одинаковые для большинства, а не так: ты как хочешь думай, а я думаю этак. Те же ДВОРЯНЕ, ДВОРЯНСТВО могут восприниматься со знаком + или со знаком - ...

Вы себе противоречите.
Мой прадед, предположим,  был белогвардейцем, дворянином, а ваш предположим, нет. Т.Е., ДВОРЯНЕ, ДВОРЯНСТВО воспринимаются нами индивидуально - со знаком + или со знаком -. Т.е.: "ты как хочешь думай". Т.е, историческая память - сугубо индивидуальна.
А Вы пишете о коллективной памяти: "Я лично понимаю под исторической памятью[B]общие[/B] воспоминания, [B]общие[/B] представления" и т.д.

Остаётся неясным, как с помощью устаревших слов

(Даль В,: УСТАРЕТЬ, постареть, состариться, одряхлеть; || выйти из лет. Был молодец, да устарел, никуда не гожусь. Молод был - с неба звёзды хватал, а устарел - и с полки горшки не достану! || Филипп устарел, в солдаты не годится. || Выйти из обычая, о́быка, моды. Слово это устарело. Устаре́лый, устаревший; Устарелость, состн. по прилаг. Уста́рок пск. твер. человек уже стареющий, лет 50-ти.)

можно создавать истор.память?
И зачем она нужна? Вот сколько бы я не говорила "дворня, дворянка, дворецкий, усадьба...", никто усадьбу нам не вернёт...
 
По моему мнению, историческая память - это своеобразное ощущение в себе «присутствия»  прошлых поколений. Ведь прошлое запечатлено не только в летописях и в старой литературе (до начала ХХ в.), но и в нашей памяти, в тех словах, которые помогают «приоткрыть дверцу» в прошлое, особенно, когда эти слова встречаются в произведениях, в т.ч. и современных. Например, исследуя поэтические тексты самого крупного белгородского поэта И.А.Чернухина,  я обнаружила историческую лексику разных тематических групп. Это: 1) бытовая лексика: чарка, лучина, котомка, керосинка; 2) названия одежды: армяк, холщовка, толстовка, рубище, кумачовая рубаха, онучи;  3) оружие: пищаль, секира, сабля; 4) наименования жилища: хата, барак, пятистенка и  хозяйственные постройки: амбар, гумно, времянка; 5) обозначения социального статуса людей: князь, царь, боярин, хан, казак, стрелец, крепостные, служилые люди  и др. Как видим, все названные слова отражают реалии ушедшей культуры русского народа, и,  чтобы понимать, например, стихи Чернухина, надо иметь представление о тех понятиях и предметах, что сохранились в названиях. Мне кажется, что подобная работа (систематизация, описание устаревшей, но не потерявшей значения лексики)  важна, поскольку умножает знания   молодежи о прошлом своего народа. Я об этом (конечно, более подробно) написала в статье «Некоторые пути  формирования исторической памяти молодежи».
 
Цитата
Анюра пишет:Остаётся неясным, как с помощью устаревших слов (Даль В,: УСТАРЕТЬ,
постареть, состариться, одряхлеть...) можно создавать истор.память? И зачем она нужна? Вот сколько бы я не говорила "дворня, дворянка, дворецкий, усадьба...", никто усадьбу нам не вернёт...
Во-первых, «создавать историческую память» мы не призываем, да это и невозможно: это что ж, как Шарикову,  вместо одних мозгов вставить другие? Историческую память, очевидно, можно и нужно укреплять, расширять, углублять и т.д., и необходимость подобной деятельности столь очевидна, что не требует доказательств. Удивляет другое: что надо доказывать «И зачем она нужна?».  Зачем нужна ПАМЯТЬ?!  О, тут уже  проблемы не невинно-языковые – тут уже диагноз серьёзнее. Тем более, если смысл «исторической  памяти» для автора заключается в возврате усадьбы... Тогда то, что волнует автора, должно называться как-то иначе, например, историческая сатисфакция.
Во-вторых,  в терминологическом сочетании «устаревшие слова» нет ничего крамольного и обидного, уже век филологи им пользуются, дифференцируя  эти самые устаревшие слова на историзмы, архаизмы, сейчас вот еще – советизмы и т.д. Это тот случай, когда определение (устаревший) не содержит никакой оценочности.
В-третьих, к вопросу: «как с помощью устаревших слов можно «создавать» (укреплять?) историческую память?» - уже мы обращались, но тут наши аргументы и примеры (с теми же ДВОРОВЫМИ и пр.)  напрочь игнорируются, и разговор, к сожалению, приобретает форму диалога слепого с глухим. Извините.
 
Цитата
С.Терехова пишет:
По моему мнению, историческая память - это своеобразное ощущение в себе «присутствия» прошлых поколений.

Я об этом (конечно, более подробно) написала в статье «Некоторые пути формирования исторической памяти молодежи».

1. Светлана, это отлично, что вы написали статью о формировании ист.памяти. Но вы так и не ответили мне - зачем нужно её формировать?
2. Ваше определение ист.памяти не является научным, т.к. опирается на чувствования, ощущения, на закавыченное, только вами понимаемое понятие. Эмоции субъективны и хороши в худ.литературе,  а научное знание объективно и не оперирует субъективными категориями.
Извините за прямоту.
 
Цитата
Татьяна Новикова пишет:
[ Зачем нужна ПАМЯТЬ?! О, тут уже проблемы не невинно-языковые – тут уже диагноз серьёзнее. Тем более, если смысл «исторической памяти» для автора заключается в возврате усадьбы... Тогда то, что волнует автора, должно называться как-то иначе, например, историческая сатисфакция.

В-третьих, к вопросу: «как с помощью устаревших слов можно «создавать» (укреплять?) историческую память?» - уже мы обращались, но тут наши аргументы и примеры (с теми же ДВОРОВЫМИ и пр.) напрочь игнорируются, и разговор, к сожалению, приобретает форму диалога слепого с глухим. Извините.

Во-первых, диалог с вами вести я не собиралась - это вы вмешались в мою беседу со Светланой и перехватываете розговор с ней на себя. Полагаю, Светлана в состоянии ответить и без вашей плотной опеки.
Во-вторых, вы достаточно ловко уклонились от прямого вопроса: а зачем нужна историческая память?
Страницы: 1 2 3 4 След.
Ответить
Читают тему (гостей: 9)
Форма ответов
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Файл
Загрузить файлы