С 12 по 14 апреля 2001 года в Санкт-Петербургском государственном университете проходила четвертая международная межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов "Психология XXI века", участниками которой нам посчастливилось стать. Интересно заметить, что организаторами этой конференции выступили сами студенты университета. Нас поразила активность и самостоятельность питерских студентов, их огромное желание заниматься как научно-исследовательской, так и общественной работой. Преподаватели имели довольно опосредованное отношение к конференции. Они выступали в качестве своего рода гостей, которые принимали участие в пленарных заседаниях, в работе круглых столов, но практически не были привлечены к их организации.
Нас поразили и масштабы конференции. По словам
самих ее организаторов количество участников, приехавших в северную столицу из других городов, возросло по сравнению с прошлым годом практически в два раза. Среди них были не только представители различных регионов России, но и ближнего и дальнего зарубежья. Что сразу же было использовано организаторами конференции для проведения кросс-культурного исследования.
Расширилась и тематика докладов. В связи с этим к запланированным ранее секциям (общая психология; возрастная и педагогическая психология; социальная, политическая и экономическая психология; медицинская психология и психотерапия) добавились новые — секция психосемантики и психолингвистики, секция психологии спорта и труда, секция этнопсихологии.
В секции общей психологии Белгородский госуниверситет представляла студентка 5 курса социально-психологического факультета Яна Белецкая с работой "Особенности развития профессионального мышления у студентов-психологов". В работе секции возрастной психологии участвовали студентки Екатерина Гуськова с работой "Связь креативности и агрессии в подростковом возрасте" и Елена Назаренко с работой "Образ "Я" подростков с разным социометрическим статусом". Надо сказать, что именно эта секция пользовалась наибольшей популярностью. Около полусотни участников изъявили свое желание выступить с результатами своих исследований, проводимых в сфере психологии развития.
Во впервые образованной секции психосемантики и психолингвистики от нашей делегации выступила студентка 5 курса социально-психологического факультета Наталья Кротова с
докладом "Семантическая организация профессиональных представлений студентов".
Работа во всех секциях проводилась параллельно в течение двух дней. Поэтому мы не имели возможности участвовать в каждой из них, но даже то, что нам удалось увидеть и услышать, произвело • просто неизгладимое впечатление. Мы не просто познакомили участников конференции с результатами своих исследовательских работ, но и участвовали в живой дискуссии, которая была неизменным атрибутом практически каждого выступления, ответили на интересующие аудиторию вопросы и получили ответы на свои собственные.
Помимо работы в секциях в программу конференции были включены круглые столы, пленарные заседания, лекции и даже дискуссия с аспирантами университета Хофстра
(Нью-Йорк) на тему "Блеск или нищета бихевиоризма". Последняя . особенно запомнилась, так как главное внимание было уделено не столько содержательному аспекту, сколько возможности пообщаться.
К тому же наш уровень знаний позволил практически беспрепятственно воспринимать живую иностранную речь. В общем можно сказать, что программа конференции была очень насыщенной и разнообразной. Каждый день был загружен настолько, что не хватало времени даже на запланированные экскурсии.
Хочется отметить последний день работы конференции, связанной с подведением итогов. Теплая и дружеская атмосфера заключительного пленарного заседания располагала к общению. Казалось, что все участники давно знали друг друга. Назвать это мероприятие "пленарным заседанием с подведением итогов" можно было с большой натяжкой. Скорее это было похоже на шумное собрание друзей, полное веселья, шуток и смеха. Все участники имели возможность высказать свои впечатления и пожелания, свои мнения, обменяться электронными адресами и пригласить всех для участия в мероприятиях подобного рода, которые будут проводиться в их регионах. По итогам работы конференции был издан сборник тезисов, в который вошли материалы наших сообщений.
На память все делегации получили подарки и сувениры. Наша делегация в числе немногих была награждена медалью Санкт-Петербургского государственного университета.
В целом поездка в город на Неве оказалась очень продуктивной и в познавательном плане и в плане завязывания взаимоотношений со своими коллегами из других городов. Особенно незабываемым было ощущение того, что мы находимся внутри реального психологического сообщества.
Н.Кротова, Е. Назаренко, Е. Гуськова.
|