Участники международного семинара, посвященного 10-летию сотрудничества Белгородского государственного университета и образовательных учреждений различного уровня и профиля Земли Северный Рейн-Вестфалия (Германия), были единодушны: за прошедшие годы взаимодействия сделано очень и очень много.
В сфере образования, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Земля Северный Рейн-Вестфалия и Российская Федерация взаимодействуют с 1990 г., когда был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования (в настоящее время: Министерство школы, науки и научных исследований) Земли Северный Рейн-Вестфалия и Министерством образования РФ.
За 10 лет сотрудничества между БелГУ и образовательными учреждениями Земли Северный Рейн-Вестфалия в общей сложности были реализованы шесть совместных проектов.
По завершении проектов немецкие и российские специалисты единодушно отмечали успешность и важность проделанной по каждому из них работы. Используя собственный профессиональный опыт, участники сотрудничества пытались внести свой вклад в решение проблем школы и учителя. Одной из главных задач при этом являлся анализ, осмысление, освоение передового педагогического опыта — как отечественного, так и зарубежного — и его неформальный перенос на уровень школы.
Практическая направленность являлась отличительной чертой сотрудничества. Особое внимание уделялось рассмотрению реалий школьной жизни и возможностей развития школы в рамках школьных реформ. По каждому совместному проекту проводились краткосрочные курсовые мероприятия с учителями г. Белгорода и Белгородской области с целью оказания им адресно-оперативной методической помощи и удовлетворения их потребностей в профессиональном развитии. В средних общеобразовательных учебных заведениях неоднократно реализовывались школьные проекты различной тематики. Учащиеся школ могли на практике проверить полезность усвоенных ранее на теоретических занятиях знаний и под руководством немецких коллег разработать алгоритм решения тех или иных поставленных перед ними проблем.
Наряду с освоением новых педагогических технологий и техник, нацеленных, прежде всего, на оптимизацию практической работы в школе и системе повышения квалификации учителей, в ходе реализации совместных проектов большое значение придавалось научным исследованиям и углублению контактов между теоретическими и практическими работниками сферы образования.
За годы сотрудничества его участниками было разработано и опубликовано множество учебно-методических материалов и научных работ. Опыт сотрудничества послужил импульсом и к диссертационным исследованиям.
Семинары российских специалистов в Германии и немецких специалистов в России всегда были подлинным диалогом культур народов России и Германии.
В настоящее время в зоне ответственности БелГУ находятся три совместных с Землей Северный Рейн-Вестфалия проекта:
"Специальная педагогика / Коррекционно-развивающая работа в школе" (руководитель с российской стороны — заведующая проблемной научно-исследовательской лабораторией БелГУ Т. Н. Расторгуева, руководитель с немецкой стороны — начальник отдела повышения квалификации учителей Администрации региона Дюссельдорф д-р X. Геббельс);
"Немецкий язык как иностранный / Повышение квалификации российских учителей немецкого языка" (руководитель с российской стороны — заместитель декана РГФ по учебно-методической работе доц. Т. М. Пристинская, руководитель с немецкой стороны — ведущий специалист отдела повышения квалификации учителей Администрации региона Кельн П. Хёфер);
"Повышение квалификации управленческих кадров образования" (руководитель с российской стороны — заведующая кафедрой управления в социальной сфере ИПКПС проф. Т. М. Давыденко, руководитель с немецкой стороны — ведущий специалист отдела повышения квалификации учителей Администрации региона Мюнстер Б. Керкманн).
На семинаре российские участники сотрудничества отмечали, что благодаря деятельности Центров модерации возможно создание новой региональной модели повышения квалификации учителей сельских школ. Основу этой модели может составить дистанционное обучение. В то же время специально подготовленные в Центре модерации учителя-методисты (модераторы) могли бы в организованных при районных управлениях образования опорных пунктах вести работу по обучению своих коллег использованию образовательных технологий в практической деятельности, информацию о которых последние получили в ходе предшествующего этой работе дистанционного обучения.
Семинар завершился. Российско-немецкое сотрудничество ждут новые перспективы.
Т. Давыденко,
проректор по научной работе
|