В мае прошлого года в Белгородском национальном исследовательском университете сменился ректор. Крупнейший вуз Белгородчины возглавил, пока в статусе исполняющего обязанности, Олег Николаевич ПОЛУХИН. Он перешёл сюда с должности первого заместителя губернатора области. Злые языки (а как же без них при демократии) тут же отметились в блогах: мол, подарили чиновнику синекуру… А вот те, кто не понаслышке знает Полухина, сошлись во мнении, что коллективу университета крупно повезло с новым начальником. Эффективный менеджер с многолетним, ещё с советских времён, управленческим опытом. Доктор политических наук. На протяжении десяти лет возглавлял фонд содействия развитию НИУ «БелГУ». Наконец, человек с большими связями в среде областной и федеральной элиты, а личные отношения, как известно, весьма способствуют успешному решению производственных проблем.
Да и подарком эту выборную должность назвать нельзя. В вузе уже началась предвыборная кампания, и Олегу Николаевичу предстоит заслужить доверие коллектива в конкурентной борьбе. Причём конкурентами могут стать как местные учёные, так и представители столичной профессуры. Но в отличие от них, Полухин будет не только обозначать перспективы вуза в своей программе, но и отчитываться о том, что уже сделано. Для него всегда важен конкретный результат. Поэтому он и не стал встречаться с нами по прошествии ста дней работы в новой должности, хотя мы, как водится, пригласили его в редакцию, чтобы поговорить о первых шагах ректорства. Полухин предложил встретиться позже - «чтобы разговор был не только о планах, но и о реальных делах». И вот перед Новым годом такая встреча состоялась. Ровно в одиннадцать часов, как и условились по телефону, Олег Николаевич приехал в редакцию, устроился на гостевом диване в кабинете главного редактора, и началась - под кофе и сигареты (о курении разговор впереди) - обстоятельная беседа.
- Олег Николаевич, помнится, баллотируясь на должность ректора, вы в своей программе обозначили, в том числе, и борьбу с коррупцией. Это что - дань моде или всерьёз намерены покончить с этим общественным пороком?
- Да, это очень тяжёлый вопрос, имеется в виду коррупция. Когда я заговорил в университете, что надо сформировать комиссию по противодействию коррупции, некоторые меня начали активно отговаривать. Даже подарили книжку известного телеведущего, который утверждает, что коррупция в России - это исторически сложившаяся и потому неотъемлемая часть нашей государственной системы. Мол, нечего заниматься безнадёжным делом. Самая большая беда, которая с нами сегодня происходит, это когда некоторые вещи, которые ранее нам казались несовместимыми с какими-то нормами, принципами: моральными, этическими и так далее, - стали обыденными. Как писал ещё в четвёртом веке до нашей эры древнеримский философ Сенека, «что было пороками, то теперь вошло в нравы».
Самое главное - нужно изменить отношение к злу в общественном сознании. Вернуть злу то значение, которое оно имело раньше. Если это порок, то надо сделать так, чтобы все его воспринимали как порок, а не как нравы. Это должен делать каждый человек, а тем более тот, на котором лежит ответственность за других людей. И когда мы в каждом коллективе начнём менять общественное мнение, отношение людей к явлению, которое мы воспринимаем сами как порок, - вот из этого тогда начнёт что-то складываться.
Ведь самое страшное, что в коррупцию втягиваются дети, ещё не сформировавшиеся как личности. Президент Владимир Путин в своём Послании Федеральному Собранию сказал, что в мире идёт борьба за интеллектуальные ресурсы, за человеческий капитал. Полностью с ним согласен. Мы растим и воспитываем эти ресурсы. И если наши выпускники уйдут в самостоятельную жизнь с убеждением, что коррупция - это нормально, то общество рухнет. Потому что, как говорил Солженицын, с гнилым дуплом дерево не стоит.
- И с чего вы начали борьбу с коррупцией?
- С презумпции порядочности людей. Мы исходим из того, что подавляющее большинство работающих в университете, это честные люди. Мы не должны в коллективе создавать обстановку всеобщей подозрительности. И я как ректор никого не подозреваю, я публично выражаю свою гражданскую позицию, посылаю сигналы и преподавателям, и студентам. Я буду делать это всё время, и если есть люди, а они есть, я не сомневаюсь, которые разделяют мою точку зрения, то они присоединятся не просто на словах, а в своём поведении, в своих конкретных действиях к проведению антикоррупционной линии на своей кафедре, в своей лаборатории…
Здесь я отвлекусь от беседы с Олегом Полухиным, чтобы показать читателям, какие именно сигналы он посылает коллективу университета. Вот обращение, размещённое в интернет-блоге ректора на сайте БелГУ 8 декабря 2012 года:
«Уважаемые студенты, преподаватели и сотрудники университета!
В преддверии зимней сессии хочу обратиться к вам с предложением: давайте вместе организуем многоуровневый контроль на всех этапах сдачи зачётов и экзаменов, чтобы не допустить никаких коррупционных проявлений.
Каждый из вас должен понимать, что полученные за мзду оценки и зачёты - это преступление, которое карается по закону, потому что наносит вред как самому студенту, не получившему необходимых знаний, так и обществу, которое получит некомпетентного специалиста. Поэтому я прошу студентов хорошо готовиться, не надеясь на обходные пути. Мы будем предоставлять возможность пересдачи экзаменов тем, кто не сумел сразу хорошо подготовиться, но если этот студент будет искать незаконные пути решения своей проблемы, отчислять будем сразу и без сожаления, даже если студент исправно платит за учёбу. Попытки подкупа преподавателей будут караться так же строго, как и вымогательство взяток со стороны педагогов, если у нас таковые ещё присутствуют. Хотя я очень надеюсь, что наш коллектив состоит не только из высокопрофессиональных специалистов, но и из порядочных людей.
Одна из наших главных задач - продолжать работать над повышением качества обучения и выпускать таких специалистов, которые будут достойно представлять наш университет во всех отраслях экономики и социальной сферы. Мы сегодня можем гордиться многими нашими выпускниками, и, уверяю, все эти достойные похвал люди получали оценки за знания, а не за деньги. И поэтому состоялись в профессии и в жизни. Желаю всем, чтобы сессия прошла в спокойной, доброжелательной обстановке и с максимальной отдачей».
- …Мы создали комиссию по противодействию коррупции, - продолжает Олег Полухин. - На одну треть она состоит из студентов. Это наша принципиальная позиция - чтобы в работе комиссии участвовали студенты. Причём студенты делегировали в комиссию тех, кого сочли нужным. План работы комиссии, в частности, предполагает проведение воспитательных мероприятий. Разъясняем нашим ребятам, что в дальнейшей жизни их ждёт борьба за достойное место в обществе. И за годы учёбы в университете они должны получить как можно больше знаний и навыков, чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда.
- И что же - подействовало?
- Думаю, что да. На недавнем заседании комиссии мы заслушали отчёты четырёх деканов об антикоррупционных мероприятиях в связи с проведением сессии. Очень интересная информация. Вот на фармацевтическом факультете, и социологические исследования это подтверждают, стало гораздо меньше «не заточенных» на получение знаний студентов. У меня есть блог на университетском сайте, где мне могут задавать вопросы. Смотрю - и в вопросах эта тема стала подниматься. На стендах сами студенты пишут о коррупции, высказывают своё мнение. Впрочем, мы тут ничего такого революционного не сделали, мы просто вошли в правовое русло, обозначили проблему и начали формировать в коллективе нормальный морально-нравственный климат. Это длительная работа, которую надо делать без кампанейщины и крика. Криком мы ничего не изменим. Нужно спокойно, внятно, но серьёзно высказывать своё мнение и вокруг этого мнения консолидировать всех людей, которые готовы бороться с коррупцией, и всем вместе искоренять этот социальный порок.
- А вот если студент, хоть кол ему на голове теши, не хочет учиться…
- …С такими поступаем жёстко. После летней сессии дали возможность неуспевающим «зачистить» все хвосты, а тех, кто этого не сделал, отчислили. В общей сложности около двухсот человек. В том числе и «платников» - потеряли на этом около десяти миллионов рублей. Это, конечно, было как гром среди ясного неба: и звонки, и ходоки, и родители… Мы выдержали удар, ни одного не восстановили. Беседовал с деканами, они говорят: «Это правильно, потому что уже противно было в аудитории находиться. Им лекцию читают, а они бездельничают: мол, я деньги заплатил, и никто меня не отчислит. А мы как бы опускаем всех старательных студентов до уровня этих бездельников…».
- Олег Николаевич, а что было самым трудным в начале вашего руководства университетом?
- Самым трудным (задумался)… Пожалуй, создать обстановку максимальной открытости. Это один из моих принципов, которыми я публично пообещал руководствоваться, если мне доверят возглавить коллектив университета. В коллективе каждый имеет право голоса и право быть услышанным.
С самого начала, чтобы понять, что происходит в коллективе, где-то, наверное, недели три я каждый день по 3-4 часа тратил на беседу один на один с каждым из деканов, а их у нас 21. Суть разговора: что нужно сделать, чтобы создать вам комфортные условия для реализации ваших творческих возможностей? Чем я могу помочь? Потом встретился с некоторыми заведующими кафедрами в таком же формате, а с остальными - у нас всего 96 кафедр - провели несколько публичных встреч. И в результате у нас родился документ о первоочередных мерах повышения эффективности и результативности деятельности кафедр и факультетов, где нашли отражение все наиболее острые вопросы, которые они поставили. Эти первоочередные меры даже не потребовали больших финансовых средств.
Дальше я объявил в своём блоге, что готов раз в месяц встречаться с той или иной категорией сотрудников в небольшом составе, 15-20 человек, кто желает. За чаем где-то пару часов будем беседовать по тем вопросам, которые вам интересны, затрагивают наш университет, наш коллектив, наши проблемы. И развернулась целая дискуссия. Одни критикуют: это популизм, чаепитие с ректором - панибратство какое-то… Другие поддерживают: хорошая идея, но по какому принципу будут отбираться люди на чаепитие? Я им отвечаю: вы сами их отбирайте, кто хочет, кому интересно, записывайтесь на этот чай со своими идеями, и мы потихонечку со всеми встретимся.
В общем, первую встречу провёл в начале декабря с представителями всех студенческих формирований, мы их называем студенческим самоуправлением. Было 20 человек. И я не для популизма начал со встречи со студентами. Это для меня принципиальный вопрос. Студент, а их у нас более 28 тысяч, - это главная фигура в университете. Если, конечно, этот студент отвечает требованиям, которые заложены в нормативных актах университета, в нашем уставе, правилах внутреннего распорядка. А мы - ректор и все остальные - здесь для того, чтобы обслуживать студентов. Создавать им комфортную среду и давать знания. В этом наше предназначение. Но для того, чтобы мы это качественно выполняли, у нас со студентами должна быть обратная связь. Я призываю всех свободно высказывать свои предложения, критиковать и не опасаться того, о чём написал мне в блоге один студент: «Ага, сегодня не то скажешь, а завтра выгонят». Три с половиной часа проговорили за чаем о роли студенческого самоуправления в университетских делах. Я ответил им на все вопросы. Считаю, что студенты должны чувствовать себя хозяевами в университете. А хозяин - тот, кто следит за порядком, информирует ответственные службы о недостатках, контролирует их устранение.
Для постоянной обратной связи с коллективом мы сформировали общественный совет - по принципу Общественной палаты, которая существует в нашей области. Половину членов общественного совета, выдвинутых факультетами, утвердил ректор, а вторую половину выбрали сами эти члены общественного совета. Мы провели уже три заседания. Ввели систему контроля за исполнением поручений. Я полгода работаю - и уже тысяча поручений на контроле. Около 70 процентов из них выполнены, часть в работе, какие-то не выполняются, мы рассматриваем - почему, переносим сроки. Каждый понедельник мы проводим ректорат, и рождается протокол поручений. И по всем рабочим вопросам тоже. Если это объезд строек, а мы сегодня строим и реконструируем множество университетских объектов, - будет протокол поручений. Они ставятся на контроль. И должны быть выполнены.
Некоторые говорят: вот, бюрократический стиль… Но могу сказать на многолетнем опыте, что это - эффективный менеджмент. Я понимаю, что у учёных определённый образ жизни, поведения. И мы стараемся их не загружать хозяйственными вопросами, этим должен заниматься административно-управленческий аппарат. Но каждый сотрудник и студент имеет право высказать своё мнение, он должен знать, что его всегда услышат. И не просто услышат, но адекватно отреагируют на его предложение, на его мнение. А для этого нужно создавать дополнительные каналы коммуникаций. И мы их создаём…
Тут наша беседа прервалась, потому что Олег Николаевич потянулся за лежащими на журнальном столике у гостевого дивана сигаретами. С наслаждением закурил. И я, поскольку являюсь убеждённым противником табака, не без некоторого ехидства напомнил ему обращение к студентам, которое он разместил в своём блоге 23 октября 2012 года:
«…Вчера я прошёлся по внутренним дворикам университета (которые летом были приведены в порядок), чтобы оценить, хватает ли вам здесь лавочек и урн для мусора. И того, и другого, как мне кажется, достаточно. Но буквально рядом с урнами я обнаружил кучи окурков. У меня закономерный вопрос: что надо сделать, чтобы окурки попадали в урны, а не на дорожки и газоны? Поставить больше урн? Назначать дежурных, чтобы следили за порядком? Или есть другие предложения?
Напоминаю, что в случае одобрения Госдумой законопроекта о запрете курения в общественных местах, нам потребуется выделить для курящих небольшую обособленную территорию. Предлагаю также высказать свои предложения по её расположению».
- Олег Николаевич, суть большинства откликов на это обращение свелась к тому, что надо выделить для курящих «резервацию», потому что «некурящему человеку ходить через облака дыма просто противно». Какова ваша реакция на это общественное мнение?
- В последнее время я стал гораздо меньше курить, - в голосе Полухина послышались нотки оправдания. - Подхожу уже к тому, чтобы расстаться с этой привычкой. Ну и потом в январе мы будем принимать решение о запрете курения на всей территории университета. А для курильщиков оборудуем специальное помещение. Уже готовы эскизы этой курилки. Мы не можем запретить человеку курить, мы не отчислим студента за то, что он курит в положенных местах. Поэтому и создаём такие условия. Но курить надо бросать.
- А вот среди откликов на ваше обращение есть такой: «Я считаю, что лучший метод борьбы с курением - поощрение некурящих. Назначьте некурящим премию хотя бы 1000 руб. в месяц, и количество курящих уменьшится на порядок…».
- Ну, премией некурящим будет экономия на сигаретах. А вот наши преподаватели, кто свободно владеет английским языком, - пять тысяч рублей получают дополнительно. Мы эту оплату ввели с октября. И на учёном совете утвердили программу вовлечения студентов и преподавателей в изучение иностранного языка. Для преподавателей оборудуем отдельные помещения с соответствующей техникой для занятий иностранным языком. У нас в университете 18 процентов преподавателей знают английский язык на уровне среднего и выше, то есть умеют общаться. А остальные 80?
Мы живём сегодня в открытом мире, идёт интенсивный обмен знаниями. Без английского наш учёный не будет знать, как развивается его отрасль науки за рубежом. К тому же международный обмен - это один из показателей нашей деятельности как национального исследовательского университета. Наши преподаватели должны читать за границей лекции. Они должны быть вовлечены в совместные исследования с заграничными вузами, учёными. А без знания английского это невозможно.
Мы объявили 2013 год переходным, а начиная с 2014 года без знания английского на уровне среднего и выше никто из преподавателей не будет выезжать за рубеж, и ректор в том числе. Когда со студентами говорили, я им пообещал, что 50 студентов и 50 преподавателей, которые будут признаны лучшими в изучении языка в течение года (за исключением иностранных факультетов), поедут за счёт университета на двухнедельную стажировку в Англию. И ещё 100 студентов пройдут летнее обучение на нашей базе отдыха «Нежеголь» в Титовке Шебекинского района - там в качестве преподавателей будут иностранные студенты и преподаватели из англоязычных стран.
- Помнится, вы обещали к середине ректорского срока, то есть через два с половиной года, читать лекции на английском языке…
- …Я тоже сейчас изучаю английский. Если руководитель не будет подавать пример, а будет только призывать подчинённых следовать чему-то - все планы повиснут в воздухе. До 1917 года была хорошая традиция в университетах, когда новый учебный год начинался с публичной лекции ректора университета. Она была посвящена его предмету, исходя из его научных интересов, но и как ректор он подводил итоги и ставил задачи в развитии университета на очередной период. Через два года с небольшим должен наступить такой момент, когда я выступлю с такой лекцией на английском языке.
- Олег Николаевич, коль вы упомянули доплату за знание английского, хочу уточнить: а к чему прибавляется эта доплата? Сколько зарабатывают преподаватели в БелГУ?
- Средняя зарплата за 2011 год была 21 тысяча рублей в месяц, на конец 2012 года - 24 тысячи рублей. Это на весь профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал. Средняя зарплата докторов наук, профессоров со всеми выплатами - 44 тысячи. Остальные преподаватели - доценты, кандидаты наук без звания доцента, ассистенты, старшие преподаватели, а их у нас более восьмисот, - имели среднюю заработную плату 24 тысячи.
Владимир Путин в своих предвыборных статьях поставил задачу к 2018 году довести зарплату преподавателей вузов до 200 процентов средней заработной платы в регионе. И мы эту задачу выполним. Нам сказали в министерстве, что выделят дополнительные субсидии на 2013 год. Но мы, не дожидаясь 2013 года, с 1 сентября сами начали повышение заработной платы.
Первое - в университете больше нет зарплаты, получаемой на руки, менее 7 тысяч рублей в месяц. Это касается всего обслуживающего персонала: уборщиц, лифтёров, сантехников, прачек. У них было четыре-пять тысяч минус налоги - и получалось ниже прожиточного минимума.
Дальше берём профессорско-преподавательский состав. Приходит ко мне доцент, кандидат наук, мать-одиночка, живёт у нас в общежитии. Спрашиваю: у вас какая зарплата? Она говорит: получаю 11 тысяч как преподаватель и 5 тысяч мне доплачивают за кураторство. А мы кураторам групп, у нас их более шестисот, каждый месяц пять тысяч рублей доплачиваем. Итого 16 тысяч рублей минус подоходный налог. Как вдвоём с ребёнком прожить на такие деньги? Вот таким преподавателям мы с сентября прошлого года по январь 2013-го увеличили зарплату на 20 процентов.
У нас многие преподаватели занимаются наукой, выигрывают гранты на свои исследования, ведут хоздоговорную тематику. У некоторых есть зарплаты и по 200 тысяч в месяц. Такого не будет никогда, к сожалению, чтобы все преподаватели занимались наукой, - в силу разных причин. Но такой преподаватель добросовестно читает лекции, занимается воспитательной работой со студентами. Нагрузка очень большая - 800 и более часов на преподавателя в год. И для таких людей заработная плата по штатному расписанию - основной источник дохода. Поэтому мы дифференцированно поднимаем заработную плату, в первую очередь начиная с доцентов, старших преподавателей.
У нас три основных источника средств. Это бюджет, который даёт нам наш учредитель. Следующий наш источник - доходы от образовательной деятельности, то есть платное образование. И, конечно, наука. Это то, что мы зарабатываем от науки, и здесь же услуги, которые мы оказываем. У нас есть ботанический сад и наша база «Нежеголь», которую мы оборудовали универсальным спортивным полем, а летом появится лыжероллерная трасса. Есть конноспортивная школа, при которой построим в следующем году гостиницу, и учебно-спортивный комплекс Светланы Хоркиной, в котором можно и в бассейне поплавать, и в тренажёрных залах позаниматься, и в шахматы поиграть. Все объекты открыты для всего города.
У нас есть малые инновационные предприятия, которые занимаются коммерциализацией результатов научной деятельности, а главное - совместно с бизнес-сообществом развивают разные сферы экономики, создают новые рабочие места и для этих же мест готовят специалистов.
- А как выглядит БелГУ на фоне других вузов России?
- Мы входим в число 29 национальных исследовательских университетов страны. Есть ещё 9 федеральных университетов, а также Московский и Санкт-Петербургский университеты. Итого 40 ведущих вузов России. Мы находимся где-то посредине - занимаем 20-22-е место. Кстати, мы проанализировали результаты набора в 2012 году, и неожиданно выплыла такая цифра: в наш университет зачислены абитуриенты из 83 субъектов РФ. Впервые в истории университета. По сути, вся страна учится в Белгородской области. И ещё студенты из 73 стран мира.
- Хочу спросить о будущем. Какие цели вы ставите в развитии вуза?
- У нас есть утверждённая министерством программа развития университета до 2019 года. Цель наша такая - мы должны, оставаясь в числе 15-20 лучших университетов России, конкурировать с зарубежными вузами. На сегодня у нас 106 договоров с зарубежными университетами. Из них чуть больше 60 - с дальним зарубежьем: Голландия, Ирландия, Англия, Америка, Франция, Китай… И чуть более 40 - с вузами стран СНГ.
Мы считаем, что недостаточно активно сотрудничаем с Украиной. Я сейчас этим занимаюсь. В начале декабря посетили в Харькове институт криобиологии, подпишем с ним договор о совместных исследованиях в области физики клетки. Подписали договор с Харьковским медицинским университетом, есть договор с Харьковским национальным университетом. В феврале мы создадим совет ректоров и руководителей научных учреждений еврорегиона «Слобожанщина». Это будет порядка 12-15 украинских вузов и 4-5 - наших.
В октябре в ходе рабочей поездки во Францию мы заключили очередной договор о межвузовском сотрудничестве с Университетом Серж-Понтуаз, который, согласно национальному рейтингу, занимает первое место среди классических университетов Франции средней категории.
Нужно прорываться в международное научно-образовательное пространство, чтобы нас там знали, уважали, чтобы представляли, кто мы такие.
- Это что касается науки. А как насчёт обучения студентов, будут ли новые специальности?
- Мы создаём физико-математическую школу. Для нас проблема - технические специальности, мы будем наращивать блок технических специальностей. Скажем, у нас в области мощная горно-металлургическая отрасль, а мы для неё готовим мало специалистов.
Какая ещё специальность сегодня супервостребована на рынке и в нашей области, и за пределами? Специалист, который должен работать в лечебно-профилактическом учреждении. Он должен иметь и медицинское, и инженерное образование, чтобы обслуживать сложнейшее оборудование: томографы, ангеографы и т.д., - которым насыщены современные медицинские учреждения. Главный врач пусть отвечает за медицину, а этот специалист - за оборудование, за проектирование и строительство новых корпусов, их оснащение. Таких специалистов у нас пока нет. Их за рубежом готовят. Мы сейчас такую специальность будем открывать.
Есть ещё ряд новых специальностей, которые мы развиваем. Это касается инженерного направления. Скоро начнётся строительство в Масловой Пристани фармацевтического завода. Где взять специалистов? Мы уже сегодня можем переориентировать третьекурсников фармацевтического и биолого-химического факультетов на будущее конкретное место работы.
Такому заводу нужны лаборатории доклинического и клинического исследования лекарственных препаратов. Мы сейчас виварий строим, где будут эти лаборатории, - в районе Ботанического сада.
Кстати, то, что мы имеем научную базу и готовим специалистов в области биотехнологий - это одно из оснований, чтобы этот фармацевтический завод был построен в нашей области. Его нельзя просто в чистом поле поставить, инвестор не захочет. Он прежде изучил Белгород: есть ли медицинский и фармацевтический факультеты, какие там специальности...
И то, что сегодня связано с био - это всё новые направления. Это и сегодняшний наш день, и завтрашний день. Как один мудрый человек мне сказал: из века технократии мы вступили в век биократии. За этим будущее.
- Олег Николаевич, 13 января - День российской печати. А у вас всегда было особое отношение к журналистам…
- Я, действительно, с большим уважением отношусь к газетам, прежде всего, общественно-политическим, и к вам - журналистам. А нашу белгородскую прессу и ряд федеральных изданий читаю ежедневно. Наш университет вносит свой вклад в развитие белгородских СМИ, для которых мы готовим кадры на факультете журналистики. Надеюсь на плодотворное сотрудничество с вами в этом направлении. Нас, работников системы образования, объединяет с вами просветительская деятельность, являющаяся одним из основных предназначений средств массовой информации. И мы, как ваши коллеги, партнёры и друзья, радуемся всем вашим успехам и желаем вашим изданиям процветания, а всем сотрудникам редакций - творческих достижений и профессионального роста.
Справка «Белгородских известий»
Олег Николаевич Полухин - и.о. ректора Белгородского государственного национального исследовательского университета, доктор политических наук, профессор. Родился 5 апреля 1955 года в посёлке Красная Яруга Ракитянского района Белгородской области в семье рабочих. Окончил Губкинский горный техникум, затем, после службы в армии, работая мастером в монтажном управлении, - Губкинский филиал Всесоюзного заочного политехнического института. Работал на освобождённых комсомольских должностях в Губкине и Белгороде. Окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1987 по 1994 гг. работал вторым, а затем первым секретарём Губкинского горкома КПСС, председателем городского Совета народных депутатов, заместителем главы администрации г. Губкина и Губкинского района. В 1997 году стал заместителем председателя Белгородской областной Думы, а в 2000-м назначен заместителем главы администрации области - руководителем аппарата. Двенадцать последующих лет трудился в должности руководителя аппарата главы администрации области - заместителя губернатора Белгородской области, первого заместителя губернатора. В этот период О.Н.Полухин также активно занимался наукой и преподавал в БелГУ. В апреле 2011 года избран действительным членом Российской академии естественных наук по секции «Проблемы устойчивого развития России». Автор многих научных работ, публикаций и книг. Награждён орденами Дружбы и Почёта Российской Федерации, двумя орденами Русской Православной Церкви, медалью «За заслуги перед Землёй Белгородской» I степени. Национальный исследовательский университет «БелГУ» возглавляет с мая 2012 года. Женат, имеет троих детей.
<< Назад к списку |