Святой апостол Павел сравнивает отношения Христа и Церкви как отношения мужа и жены. Церковь возникает на основе смирения и любви людей друг перед другом независимо от занимаемых должности и положения в обществе. Согласно катехизическому определению, Церковь — это Богом установленное общество верующих во Христа, соединенных Словом Божиим, священноначалием и Таинствами, под невидимым управлением Самого Господа и Духа Божия для вечной жизни и спасения. Если в Церкви мы являемся клеточками единого организма по отношению друг к другу, то должны выстраивать правильные отношения не только с Богом, но и друг с другом. По этому поводу авва Дорофей говорил, что если допустить, что Бог — круг, то пути к нему — радиусы; следовательно, чем ближе мы к Богу тем ближе друг к другу.
Согласно Символу веры мы веруем во единую, святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Церковь едина верой, догматическим учением, содержащим истины, которые не могут быть истолкованы по-разному. Церковь является хранительницей истины. Есть понятие богословских мнений. Например, мнения о природе душ и Ангелов. Церковь едина нравственным учением и единством духовного опыта. Церковь определяет правильное направление духовной жизни: с чем надо бороться, что считать главным, что - второстепенным. Если человек не ведет правильную духовную жизнь, то он в аскетическом, личном плане отпадает от Церкви. В католичестве и протестантизме совсем иной духовный опыт, чем в Православии. Дух в человеке определяет его направленность к Богу и ближнему. Если у человека дух направлен неправильно, он внутренне отходит от Церкви. Если наш дух не входит в общение с Духом Святым мы — в не Церкви. Церковь дает возможность человеку прийти в правильное духовное устроение. Церковь едина литургическим строем. В своих основах литургия сохраняет единство. Церковь едина во времени. Церковь началась не тогда когда Христос воплотился, но с Адама и Евы, следовательно мы едины с Церковью ветхозаветной. Церковь едина в каждом уголке Земли. Есть единство земной и небесной Церкви. В земной Церкви идет самоопределение человека; в небесной Церкви самоопределение его уже совершено.
В Евангелии содержатся девять заповедей блаженств. Вот некоторые из них. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство небесное. Нищий духом сознает, что ничего доброго ему не принадлежит, видит свою греховность и недостоинство, и саму жизнь свою считает даром Божиим. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. То есть, плачущие о своих грехах. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Что мы понимаем под словом кроткий? Нищий духом, смиренный сердцем. Какую землю они наследуют? Обетованную. Земля, которая есть Царство небесное. Наследовать может только сын или дочь. Очень часто в Ветхом Завете противопоставляются рабы и сыновья. Один из пророков обращается к израильтянам, а в лице их и ко всем верующим: «Вы были рабы, а стали наследниками». В греко-римском мире сын находился в состоянии раба до совершеннолетия. По исполнении ему 18 лет он вступал в права. Отец подписывал некий документ, который его делал сыном, наследником всего имущества, которым владел отец. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Под этим подразумевается то, что блаженны стремящиеся ко всей, полной правде: в быту, общественных отношениях, экономике, политике. По заповеди любовь есть воплощение справедливости и правды.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Никогда мы не должны смешивать грех с человеком; в этом есть осуждение. Милостивые - это люди, разделяющие грех и грешника. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Как можно увидеть Бога? Наши материальные глаза к этому неспособны, так как Бог является Духом. Святой апостол Иоанн Богослов сказал: «Бога не видел никто никогда». Помимо зрения материального у человека есть зрение духовное. В Церкви были подвижники, достигавшие видения Фаворского света.
Саму сущность Бога мы видеть не можем, а только при достижении определенного духовного состояния можем увидеть божественную энергию - благодать.
<< Назад к списку |