«Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним». (Евангелие от Марка: глава 1, стихи 16-20).
Очень интересно в Евангелии призвание учеников к Апостольству. Оно в корне отличалось от выбора учеников в обществе. Учёный выбирает из группы способного студента; воспитывает его; работает с ним и постепенно готовит его к себе на смену. То же самое делает ремесленник. Он набирает учеников. Из них он выбирает самого способного, которого приближает к себе. Ученик приобретая мастерство становится подмастерьем, и в итоге мастером. У Христа мы видим совсем другой подход к выбору учеников. Он подходит к рыбакам и говорит: «Следуйте за Мной». И рыбаки становятся Его учениками. Он призывает Матфея-мытаря и он следует за Ним. Христос призывал на проповедь возвышенного евангельского учения простых неученых людей. Из Евангелия известно, что ученики Христа сразу становились Апостолами не проходя никаких стадий посвящения. Там не было такого понятия-отсева.
Христос первоначально избрал двенадцать учеников, имея очень чуткое духовное зрение, Он видел внутреннего человека, сердца людей, и поэтому избрал именно тех, кто стал Апостолами. Когда мы читаем евангельские строки тайна призвания к апостольству проникает и в наши сердца. Так как в какой-то мере мы все к этому опыту приобщены. Когда-то Господь нас призвал. Когда-то Господь сказал: «Следуй за Мной». Возможно, сначала мы сомневались: «Нужно ли следовать»? Возможно, сопротивлялись: «А зачем следовать»? Какие-то жизненные обстоятельства нас останавливали. Но, наверное, те кто здесь собрался этот зов услышали. Они поняли, что этот призыв самый важный в жизни. Призыв последовать за Христом как последовали в своё время апостолы Андрей, Симон, Иаков и Иоанн, братья Зеведеевы. Поэтому это очень тонкий отрывок в Евангелии. Он задевает за самое живое человека потому что тот кто не пришел ко Христу тот сразу оказывается перед выбором, читая этот отрывок. Петр пошел, Андрей пошел, а я пошел или нет? В этом месте Евангелие вроде бы не ставит вопросительных знаков в предложениях. Но вопросительный знак всё время стоит за текстом. И он постоянно задает человеку вопрос: «Ты последовал за Христом»? Другой очень интересный момент - это рыбная ловля, которой занимались апостолы. Мы знаем, что есть некая мистическая связь между рыбой и Христом; между ловцами рыб и ловцами человеков. Не зря же древние христиане в катакомбах рисовали рыбу как символ христианства. Оказывается, что слово рыба по гречески - «ихтис». Если расшифровать каждую букву в слове «ихтис», то получится, что там содержится целое предложение: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Христос заметил связь между рыбной ловлей и проповедью. Рыбная ловля в какой-то мере подобна проповеди Слова Божия; вступление людей в сети благодати и любви. Когда человек понимает, что он не сам последовал за Христом, а когда он чувствует, что его поймал и держит в своих руках. Есть еще один интересный момент в рыбной ловле - когда достают сети из воды. Там много разных рыб, попадаются камни, водоросли, мелкая рыбёшка. И тогда рыбаки садятся и начинают сортировать: хорошую рыбу откладывают в одну сторону, а плохую - за борт. Этот быт рыбацкий содержит великие тайны. В Церковь приходят также, как сетями ловится рыба, и со дна туда всё попадает. Рыбацкая сеть становится символом Царства Божия, которое здесь на земле осуществляется. В Церкви хорошие и плохие люди вместе и поэтому этот отрывок из Евангелия нас учит спокойно относиться к тому, что в Церкви есть плохие люди. Оно не даёт нам разочароваться в Церкви, в людях, которые в ней есть. Потому что в Церкви главный Христос и если Он достал кого-то со дна, то это реальность. Мы все вместе. Возможно, там за этими водорослями скрывается какая-то хорошая рыба. За видимыми недостатками может быть доброй души человек.
<< Назад к списку |