Святой пророк Иоанн Креститель почитается в Церкви больше пророков Исайи, Даниила и других. Вопрос: почему?
Святой Иоанн сказал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Так ли эти слова просты? Оказывается, не все так просто. Отцы-пустынники не говорили много слов. Их наставления и беседы сохранились в виде Патериков.
Иоанн Креститель мог в немногих словах сказать человеку главное. Например, покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Иоанн Креститель пленял людей не проповедью, а своим духовным опытом общения с Богом. Если мы разберем фразу - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, то мы увидим здесь много смысла. Само слово «покайтесь» для нас звучит привычно. В греческом тексте Евангелия покаяние обозначается словом «метания». Это слово очень интересное. У него корень – ум, а перед ним находится предлог – мета, означающего, что это находится за пределами чего-либо. Слово «метания» следует перевести как изменение ума. Учитывая то, что ум создан не только для интеллектуальных занятий, а для древнего человека он центр духовной жизни. Для нас сердце - центр духовной жизни. Изменить свой ум просит Иоанн Креститель; изменить свое отношение к действительности, свое миропонимание, мировоззрение. Такой как ты сейчас ты не можешь приблизиться к Царству Небесному. Тебе нужно себя изменить. А если мы будем учитывать, что Иоанн Креститель говорил на арамейском языке, то там тоже интересные возникают связи с Ветхим Заветом. Были попытки перевести евангельский текст с греческого на арамейский. У нас нет евангельского текста на арамейском, потому что Евангелие изначально написано по-гречески, но учитывая, что Иисус Христос и Иоанн Креститель говорили по-арамейски такие попытки предприняли и перевели «метания» словом «возвратить». По арамейским понятиям возвращение – это движение к такому истоку от которого ты вышел. Ветхозаветное богословие строилось на тех понятиях, что Адам согрешил, отпал от Бога, грех его разлучил, потом он начал увеличиваться, умножаться и, соответственно, человек все больше удалялся от Бога. И вот призыв проповеди Иоанна Крестителя вернуться к тому Источнику от Которого человек отпал. Этот призыв цеплял сердца людей, проникал в самую глубину их души. Тут возникает коллизия. Фарисеи говорят, что мы дети Авраамовы. Иоанн Креститель говорит: «Не говорите, что мы дети Авраамовы, так как Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму». Под камнями можно понимать не те только, которые находятся под ногами, но и сердца людей. Под камнями из которых Бог делает детей Аврааму можно понимать язычников, которые искренне изменяют свои сердца. Человек, считающий, что ему изменяться не нужно, гордится рождением в роде Авраама. У иудеев выработалось такое мнение, что сама принадлежность к избранному народу давала им возможность отнести себя к такому классу, который к Богу ближе. Иоанн Креститель говорит, что нужно измениться всем: не только иудеям, но и язычникам. Поэтому проповедь Иоанна Крестителя была в каком-то смысле революционной. Она предлагала иудеям вернуться к тому истоку от которого они ушли и делать тоже, что делали язычники. Язычники могли стать почитателями Единого Бога, но они не имели тех привилегий, которые имели иудеи. Язычник допускался в специальный двор в храме, называемый двор язычников, но ни в коем случае он не мог стоять вместе с иудеями. У них были стадии посвящения. Сначала они были пришельцы врат, потом пришельцы Царства, а затем один из сотни – боящимся Бога. Но язычники никогда не могли стать полноценными иудеями, потому что по национальности они не были иудеями.
<< Назад к списку |