Подчас проявления современного мира могут быть настолько неоднозначными, что, кажется, сама ситуация требует, чтобы Церковь дала им нравственную оценку. Только за последнее время в России подобных событий произошло несколько: гей-парад на улицах Москвы, шокирующий концерт певицы Мадонны, «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя…
И нельзя сказать, чтобы на все это Церковь не реагировала. Христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам. Однако иногда получается так, что некоторые люди, так или иначе говорившие от лица Церкви (порой они не имеют на это официальных полномочий), выражали свою реакцию на эти «явления», чем ставили в неловкое положение всю Церковь. А должна ли вообще Церковь отзываться на подобные «провокации»? И если да, то каким образом?
В Официальном документе РПЦ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви» говорится, что «самым приемлемым и действенным способом противодействия богохульству людей, не принадлежащих к Церкви, является личный пример праведной и богобоязненной жизни самих христиан», но это не значит, что христианин больше никакими способами не может реагировать на подобные вызовы современного мира. Есть вещи, которые нужно защищать с особой ревностью.
Иоанн Златоуст говорил: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди».
Любит не тот, кто бежит от борьбы, а тот, кто борется. Членам Православной Церкви, клирикам и мирянам, следует разумно и эффективно отвечать на богохульство и клевету в адрес Церкви и ее священноначалия. Реагировать необходимо с рассуждением, оценивая подобные акции. Оценки этих провокаций должны быть взвешенными. И оцениваться подобные явления должны православными экспертами, которые разбираются и в общественной, и в политической, и в культурной ситуации в стране и в мире. От лица Церкви в подобных ситуациях должны выступать лица, специально уполномоченные Собором, Синодом и Патриархом для изложения мнения Церкви. Заявления для общественности на уровне епархии может быть озвучено епархиальным советом.
Необходимо в таких ситуациях отличать от клеветы критику негативных явлений в жизни земной Церкви, которые требуют их исправления и преодоления с точки зрения христианского учения. Что касается всякого рода провокаций, то иногда достаточно указать на то, что это именно провокация. Необходимо помнить, что есть издания, журналисты и политиканы и пр., с кем вести диалог или полемику вообще не стоит, т.к. их основная задача заключается в злонамеренности и сознательной лжи по отношению к Церкви, в клевете на ее служителей. Негоже священнику вступать в диалог со злом, следуя евангельским словам: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 6, 7).
Поскольку религия занимает важное место в частной и общественной жизни большинства людей, актуальным остается формирование законодательных норм, регулирующих выступления и действия в отношении религиозных убеждений групп верующих граждан со стороны тех, кто не разделяет верования данных групп. В сложившейся ситуации необходимо обеспечить одинаковой правовой защитой представителей различных мировоззрений в условиях общества, состоящего из последователей различных религий и нерелигиозных людей. Целый ряд положений международных документов о правах человека подтверждает необходимость рассматривать богохульные акции как унижение человеческого достоинства религиозной общины, сообщества индивидов, объединенных одной религиозной верой. Достойны поддержки законодательные меры, усиливающие защиту религиозных символов, священных имен и понятий, а также мест богопочетания, как имеющих важнейшее значение для лиц, исповедующих религиозные убеждения.
В Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека подчеркивается: «Современное законодательство обычно защищает не только жизнь и имущество людей, но и символические ценности, такие как память умерших, места захоронения, памятники истории и культуры, государственные символы. Такая защита должна распространяться на веру и святыни, которые дороги для религиозных людей». Таким образом, реагировать на подобные акции необходимо, но не следует людям воцерковленным принимать те правила игры, которые им навязывают.
Говорить нужно, но говорить с известной сдержанностью и лаконичностью, чтобы не следовать отрицательному явлению «пиара» (это сегодня актуально). Говорить порой строго, но - без страсти, без гнева и ожесточения. Говорить, помня, что и Господь видел в дни Своей земной жизни немало зла и обличал его. Но лик Его всегда оставался ликом «путешествующего в Иерусалим», ликом Богочеловека. И лицо Церкви должно быть таким же, чтобы мир видел в ней, прежде всего, не судью, а любящую Мать. Это трудно, но это возможно, если мы не будем забывать о том, что, ненавидя грех, мы должны учиться любить грешника.
Утопичным выглядит и создание совета, в обязанности которого будет входить выработка ответной реакции на какие-то выпады, вызовы со стороны хулиганов и кощунствующих.
Лучшим способом противостоять злым нападкам на Церковь по-прежнему остаются мало актуальные для современного мира молитва и пост.
<< Назад к списку |