В день памяти святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского есть смысл поговорить о миссионерстве в целом. Представление о миссионерстве святителя Николая не всегда совпадало с мнением по этому вопросу остальной части Церкви. Если мы почитаем Лескова, то увидим, что некоторые миссионеры подходили к делу миссии формально, по чиновничьи, в результате чего был случай, что один человек крестился восемь(!) раз, т.е. сам и за других семерых своих односельчан. За готовность креститься людям обещали подарки и уменьшение налогов. В рассказе Лескова «Очарованный странник» повествуется о некоторых миссионерах ХIХ-ХХ веков.
Святитель Николай не сразу вышел на проповедь Евангелия в Японии. Восемь лет он изучал язык и культуру японцев и только после этого вышел на проповедь Евангелия на их языке. Его миссия имела огромный успех, так как он все свои силы отдавал делу проповеди.
В 90-е годы ХХ века мы были свидетелями антимиссии, когда к нам приезжали протестанты. В их числе было много американцев. Они не доверяли русским проповедь. Проповедь говорил обычно какой-нибудь американский лидер, ходивший с переводчиком и считавшим русских людей тёмными в вопросах веры.
В чем заключалась антимиссия? В том, что в человека миссионер сразу «вдалбливал» слова Священного Писания не учитывая его культурного и духовного уровня. В результате чего у человека возникала реакция отторжения, некоего протеста против такой проповеди. Протестанты не трудились над изучением русской культуры. Евангельскими словами они манипулировали как пистолетами. Зная по букве Новый Завет, они доказывали своё учение цитатами из Библии.
Совершенно другой подход мы видим в наших русских миссиях. Святитель Стефан Пермский долгое время жил с племенем зырян. Помогал им рубить дрова, строить дома, выкладывать печи. Жители Перми тогда были язычниками. У них были человеческие жертвоприношения. Когда люди увидели, что святой Стефан добр к ним они решили послушать его проповедь и смогли принять её.
В современной миссии считается, что надо проповедовать через православные средства массовой информации, интернет-порталы, ходить к студентам. На интернет-порталах размещены крупные библиотеки творений святых Отцов и учителей Церкви в текстовом и аудио-форматах, проповеди, видеофильмы и т.д. Успевает ли человек усвоить те истины, которые ему преподаются? Вряд ли.
В советскую эпоху, говорят, миссии не было. Но это не так. Священник служит на приходе, а потом каким-то чудом встречается с советским работником или человеком, интересующимся Церковью. Он говорит человеку несколько слов, которые западают ему в душу и он не может успокоиться. Он начинает искать ответы на свои внутренние вопросы и недоумения, читать Евангелие.
Сейчас много слов в интернет-порталах, на телевидении, но никто над ними не размышляет; они не западают в душу.
<< Назад к списку |