Учёные НИУ «БелГУ» с помощью методов нейровизуализации доказали, что мозговая активность в процессе выполнения вычислительных операций отличается у праворуких и леворуких людей
Научные сотрудники центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» совместно с немецкими коллегами из лаборатории диагностики и когнитивной нейропсихологии университета Тюбингена в результате проводимых исследований получили данные о взаимосвязи «рукости» и числового познания.
Нейрокогнитивные механизмы, лежащие в основе развития и формирования математических компетенций с учетом «доминирующей руки», учёные изучают, применяя перспективную методику нейровизуализации – функциональную спектроскопию в ближнем инфракрасном диапазоне (оптическую томографию).
Как поясняет директор центра когнитивных нейронаук и нейротехнологий НИУ «БелГУ» кандидат психологических наук, доцент Мария Ситникова, «рукость» связана с доминированием левого или правого полушария головного мозга в реализации некоторых когнитивных функций, например, речи или пространственного мышления. Доказано, например, что у 95% правшей и у приблизительно 75% левшей левое полушарие отвечает за развитие речи, чтения, письма, вербальной памяти, тогда как у 25% левшей доминирующим для этой психической функции является правое полушарие. Что же касается существующей нейрокогнитивной модели числового познания как универсальной способности оперировать числами, роль которой высока в условиях цифровизации общества, то она отражает специфику мозговой активации преимущественно праворуких людей. При этом левшей и леворуких, составляющих от 10% до 12% здоровых людей, традиционно исключают из числа испытуемых, чтобы сделать научные результаты «чистыми».
– Совместно с немецкими коллегами мы доказали, что общепринятые в науке модели мозговой активации, выявленные у праворуких людей в процессе выполнения математических вычислений, не подходят для абсолютного большинства людей, – комментирует Мария Александровна.
Эксперимент проводился на базе университета Тюбингена, средний возраст участников – 24,5 года, большинство из них – студенты университета. Все участники были разделены на три группы: леворукие и левши, праворукие и правши, и группа смешанного типа по критерию «рукость». Нейроскрининг осуществлялся с помощью портативного fNIRS-томографа NIRSport Model 88 в процессе выполнения участниками несложных математических заданий на компьютере.
Благодаря технологии нейроскрининга ученые выяснили, что область мозга, которая играет ключевую роль в числовом познании, по-разному активируется у леворуких и праворуких людей в процессе выполнения математических вычислений. А значит и стратегии, которые используют леворукие люди при решении математических примеров, и тактика усвоения математических понятий может отличаться.
– Мы только в начале пути, так как это одно из первых нейрокогнитивных исследований взаимосвязи «рукости» и числового познания. Полученные результаты важны не только для дальнейших исследований в когнитивной нейронауке, но и для разработки современных стратегий обучения с позиций нейрообразования. Учитывая данные о специфике мозговой активации ученика, педагоги смогут применять персонализированный подход к каждому из них, – рассказала о прикладных направлениях исследования кандидат психологических наук Мария Ситникова.
Детально познакомиться с результатами исследования можно по ссылке: https://doi.org/10.1038/s41598-020-58477-7
<< Назад к списку |