Исследовательский коллектив Белгородского госуниверситета выступил в качестве организатора секции на XV Международной конференции Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ «Культура в эпоху цифровизации».
Члены научного коллектива, выполняющие исследовательский проект при поддержке гранта РНФ № 23-28-00109 «Рецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход», представили результаты своего проекта на XV Международной конференции Школы философии и культурологии ФГН НИУ ВШЭ «Культура в эпоху цифровизации». Исследовательский коллектив также выступил в качестве организатора секции «Digital Science: культурные практики научной коммуникации», на которой они охватили как содержательные, так и технологические аспекты научных текстов в интернете.
Руководитель проекта д.филос.н., профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью НИУ «БелГУ» Евгений Кожемякин в своем выступлении «Эмоциональные реакции пользователей как индикаторы трансформаций культурных практик чтения научных интернет-текстов» предложил типологию читателей научных интернет-текстов и установил взаимосвязь между конкретными типами и их реакциями на элементы технологической среды (аффордансы).
Исполнитель проекта д.филол.н., профессор кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью Татьяна Дубровская в докладе «Прагматика взаимодействия пользователя с научной статьёй в интернете» выявила причины недостаточно активного использования технологических возможностей электронной среды при чтении научного текста. Отмечено, что такие возможности рассматриваются читателями как вспомогательные элементы, и если пользователь не имеет установок на активное взаимодействие с текстом, то аффордансы остаются невостребованными.
Исполнитель проекта к.филол.н., доцент кафедры журналистики Ян Тяжлов в докладе «Иллюстрирование научного текста в интернете» рассмотрел динамику использования рисунков, диаграмм и таблиц в научных текстах. Установлено, что несмотря на стремление авторов к применению иллюстративного материала существует целый ряд проблем, ограничивающие их фактические возможности.
Исполнитель проекта к.филол.н., доцент кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью Анна Белоедова в докладе «Рецепция и интерпретация научных текстов: влияние факторов вербальной предустановки и опытности читателя на интерес к содержанию научной статьи» сформулировала критерии коммуникативного и когнитивного опыта, определяющие характер восприятия текста разными категориями читателей.
Полученные и представленные в ходе конференции результаты проекта позволяют утверждать, что настоящее время происходят изменения типичных практик чтения научных текстов, а изучение этих практик представляет собой объёмный и многосторонний объект научных исследований.
– Исследование, проведённое научным коллективом в рамках гранта РНФ позволило сформулировать актуальные требования к научному интернет-тексту. На основе разработок учёных в области анализа паттернов зрительного восприятия и особенностей интерпретации содержания научных текстов реципиентами была предложена комплексная модель современного научного текста в интернет-пространстве, которая соответствует требованиям среды и медиапривычкам опытных и неопытных читателей, – поделилась Анна Белоедова.
<< Назад к списку |