Учёные НИУ «БелГУ» совместно с коллегами из Германии разработали новую технологию изготовления жаропрочных деталей для авиационных и автомобильных двигателей, повысив скорость лазерной сварки более чем в три раза
В современной авиакосмической и автомобильной промышленности активно используются сплавы на базе орторомбического алюминида титана, имеющего ряд ценных свойств: высокую жаропрочность и низкую плотность, сопротивление ползучести и стойкость к окислению. Наиболее эффективным способом изготовления деталей из таких сплавов является лазерная сварка. Однако, как отмечает профессор кафедры материаловедения и нанотехнологий НИУ «БелГУ», доктор технических наук Сергей Жеребцов, используемые сегодня способы лазерной сварки отличаются низкой производительностью и трудоёмкостью, а полученные сварные соединения имеют пониженные характеристики механических свойств.
Для устранения этих недостатков учёные НИУ «БелГУ» совместно с коллегами из Центра им. Гельмгольца (г. Геестахт, Германия) разработали новый способ лазерной сварки, который предполагает предварительный подогрев заготовок, лазерную сварку по оптимальному режиму и последующую термическую обработку.
– Получаемые таким образом бездефектные сварные соединения обладают высокой прочностью и пластичностью, – отмечает старший научный сотрудник лаборатории объемных наноструктурных материалов НИУ «БелГУ», кандидат технических наук Дмитрий Панов.
По словам старшего научного сотрудника лаборатории объемных наноструктурных материалов НИУ «БелГУ», кандидата технических наук Станислава Наумова, внедрение технологии в производство позволит увеличить производительность за счет повышения скорости лазерной сварки более чем в три раза.
Немецкие коллеги называют еще одно важное преимущество новой технологии, разработанной по международным стандартам. Это равнопрочность сварного соединения на уровне 90% от прочности основного материала из-за особой подготовки структуры сплава непосредственно перед лазерной сваркой.
<< Назад к списку |