Руководитель направления: | Разуваева Татьяна Николаевна |
Ведущие ученые в данной области: | Т.Н. Разуваева, доктор психологических наук, профессор, Ю.Н. Гут, кандидат психологических наук, доцент, Е.Н. Шутенко, кандидат психологических наук, доцент. |
Код ГРНТИ: | 15.21.45 |
Образовательное структурное подразделение (Институт/Факультет): Педагогический институт, Факультет психологии.
Структурное подразделение (Лаборатория, кафедра и др.): Кафедра общей и клинической психологии.
Состав научного коллектива:
1. Разуваева Татьяна Николаевна, доктор психологических наук, профессор – руководитель направления
2. Ананьева Марина Андреевна, аспирант
3. Викторова Екатерина Александровна, старший преподаватель
4. Воротынцева Дарья Алексеевна, аспирант
5. Гринёва Ольга Ивановна, аспирант
6. Гут Юлия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент
7. Дяченко Андрей Анатольевич, аспирант
8. Ковтун Юлия Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент
9. Кучерявенко Игорь Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент
10. Локтева Анна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент
11. Лукьянов Владимир Викторович, доктор психологических наук, профессор
12. Пчелкина Евгения Петровна, кандидат социологических наук, доцент
13. Руденко Светлана Львовна, кандидат психологических наук, доцент
14. Чуйкова Мария Александровна, аспирант
15. Шарапов Алексей Олегович, кандидат психологических наук, доцент
16. Швецова Виталина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент
17. Шукчус Любовь Витаутасовна, кандидат психологических наук, доцент
18. Шутенко Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент
Актуальность научного направления.
Без понимания проблем психологии личности невозможно понять ни одну из областей психологического знания. В рамках развития данного научного направления НИУ «БелГУ» изучаются вопросы нормы и патологии в личностном развитии. Преимущественное внимание уделяется исследованию этих вопросов в юношеском и зрелом возрасте. Исследование этого возрастного периода позволяет определить и закономерности развития на других возрастных этапах. В последние десятилетия растет новое понимание возрастной периодизации. Актуальными остаются ключевые вопросы самореализации на разных возрастных этапах, включающие эмоционально-волевую и мотивационно-смысловую сферы личности, способности, характер. Исследование данных фундаментальных положений личности определяет возможности профилактики, коррекции, реабилитации, реадаптации личностных нарушений. И исследование данных вопросов должно быть комплексным.
Направления исследований:
1. Общая психология, психология личности, история психологии;
2. Клиническая психология;
3. Профилактика и коррекция психических нарушений;
4. Реабилитация и реадаптация лиц с психическими нарушениями.
Основные публикации за последние 5 лет:
1. Теоретико-методологические основы организации психологической службы вуза (коллективная монография). - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 333 с.
2. Психологическая реабилитация лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (коллективная монография). - Белгород: Изд-во БелГУ, 2021. – 186 с.
3. The Problem of Psychological Rehabilitation of Persons with Disorders of the Musculoskeletal System Acquired in Adulthood // ehav. Sci. 2019, 9, 133; doi:10.3390/bs9120133
4. Tempo Indicators of Motor and Non-Motor Study Skills of Left-Handed Primary School-Age Children, Indo Am. J. P. Sci, // Indo american journal of pharmaceutical sciences IAJPS. 2018; 05(06). 6125-6132 ISSN 2349-7750
5. Students’ Self-Realization as the Value of the Small Entrepreneurship’s Development in the Contemporary University // International Journal of Economic Perspectives (ISSN:1307-1637) Online Contents Volume 11, Issue 3, September 2017
6. Разуваева Т.Н. Нейрокогнитивные и физиологические проявления использования электронных курительных устройств // НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Белгородского государственного университета Гуманитарные науки № 28 (277) 2017, Выпуск 36. – С.193-204.
7. Разуваева Т.Н. Интерактивность медиапродукта, содержащего проблемную ситуацию, как фактор выбора рискованного решения // НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Белгородского государственного университета Гуманитарные науки № 21 (27) 2017, Выпуск 35. – С.188-198.
8. Разуваева Т.Н. Структурная организация социальной идентичности у пациентов с ампутацией нижних конечностей // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. №4 (7) 2017. С.41-50 www.i.chr.com
9. Разуваева Т.Н. Выявление особенностей процесса решения оценочных задач по глазодвигательным реакциям у преподавателей // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2018. № 3 (33). С. 65-75.
10. Разуваева Т.Н. Интернет-коммуникации подростков: психологический аспект // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч. 2. – С. 340-344.
11. Разуваева Т.Н. Особенности личностных компонентов субъектной активности в мультимедийной интерактивной среде // Проблемы современного педагогического образования. 64 (3): Сборник научных трудов. – Ялта: РИО ГПА. – Вып.64. Ч.3. 2019. – С.344-348.
12. Разуваева Т.Н. Структурная организация самоотношения при алкогольной аддикции [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/issue/2-24-2020/] // Научный результат. Педагогика и психология образования Том 6, Выпуск №2, 2020 . - С.118-125.
13. Разуваева Т.Н. Модель психологического сопровождения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, №3(62).
14. Разуваева Т.Н. Защитно-совладающее поведение у лиц с нарушением слуха с разным уровнем жизнедеятельности // Коллекция гуманитарных исследований, КГМУ. 2020. №4 (25). – С.41-49.
15. Разуваева Т.Н., Пчелкина Е.П., Гут Ю.Н., Локтева А.В. Эмоционально-волевые особенности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата //Научный результат. Педагогика и психология образования Том 7, Выпуск №2, 2021 [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/issue/2-28-2021/].
16. Разуваева Т.Н., Чуйкова М. А., Маслова К. Е. Особенности копинг-стратегий у студентов с разным типом акцентуации характера //Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2021. №1. - С. 14-19. www.j-chr.com https://doi.org/10.21626/j-chr/2021-1(26)/2
17. Разуваева Т.Н., Чуйкова М.А., Лемзякова А. Е. Особенности переживания одиночества у лиц юношеского возраста с разными типами акцентуации //Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2021. №1. - С.20-27. https://doi.org/10.21626/j-chr/2021-1(26)/3
18. Разуваева Т.Н., Дяченко А.А. Психотерапия одиночества как фактора суицидального риска в юношеском возрасте //Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 6 (21). С. 6-12.
19. Разуваева Т.Н., Дяченко А.А. Особенности ценностных ориентаций лиц, склонных к суицидальному поведению //Болезнь и здоровый образ жизни: Электронный сборник материалов X Московской международной научно-практической студенческой конференции / Под ред. М.В. Сокольской, Д.Н. Чернова, М.А. Некрасова, Е.М. Ивановой, И.М. Лоскутовой, М.Ю. Казарян. 184 c. М.: РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 2022. – С. 171-173.
20. Разуваева Т.Н., Воронцов А.С. Особенности синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников // Болезнь и здоровый образ жизни: Электронный сборник материалов X Московской международной научно-практической студенческой конференции / Под ред. М.В. Сокольской, Д.Н. Чернова, М.А. Некрасова, Е.М. Ивановой, И.М. Лоскутовой, М.Ю. Казарян. 184 c. М. : РНИМУ им. Н.И. Пирогова. 2022. – С. 168- 170
21. Разуваева Т.Н., И.А. Захарова, Е.А. Петраш, В.Б. Никишина Т.В. Шутеева. Особенности процессов консолидации и реконсолидации памяти при зрительных и слуховых нарушениях в пожилом возрасте //Вестник РГМУ: НАУЧНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЖУРНАЛ РНИМУ ИМЕНИ Н. И. ПИРОГОВА Q4. 2022, N2. DOI: 10.24075/vrgmu.2022.018
22. Разуваева Т.Н., Дяченко А.А. Особенности образа мира студентов, склонных к суицидальному поведению //Научный результат. Педагогика и психология образования Том 8, Выпуск №3, 2022 [URL: http://rrpedagogy.ru/journal/issue/3-33-2022/]. С.145 – 157. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-13
23. Разуваева Т.Н., Гарданова Ж.Р., Некрасов М.А., Тетруашвили Н.К., Седова Е.О, Кектеева Ю.И. Особенности супружеских отношений у женщин с привычным невынашиванием беременности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2022, №4.
24. Разуваева Т.Н., Гарданова Ж.Р., Некрасов М.А., Липская А.А.,
Седова Е.О, Калина С.А. Особенности сексуальных установок и эмоциональных проявлений в супружеской паре у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2022, №4.
25. Разуваева Т.Н., Борисов С.Л., Сокольская М.В., Запесоцкая И.В. Влияние нейропсихологического статуса на особенности схемы тела при нарушении пищевого поведения // Вестник РГМУ: Научный медицинский журнал РНИМУ им. Н.И. Пирогова Q4. 2022, N5. DOI: 10.24075/brsmu.2022.051
26. Разуваева Т.Н., Гарданова Ж.Р., Некрасов М.А., Тетруашвили Н.К., Седова Е.О, Кектеева Ю.И. Психологические аспекты онкогематологии: тревожные реакции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Т.11, № 5А, 2022. – 197с. - С. 289-295
27. Gut, Yu. N., Levshuk M. V. Psychological barriers in innovative activity of teachers / Yu. N. Gut, // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration : Proceedings of the International Conference, Beijing, 08 июня 2022 года. – Beijing: Инфинити, 2022. – P. 94-97. – EDN MSFUIL.
28. Ирхин В.Н., Гут Ю.Н., Корнеева С.А., Рыльский С.В. Отличительные особенности мотивации к занятиям по физической культуре студентов первых и выпускных курсов / // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 3. – С. 53-54. – EDN JFVCNO.
29. Гут, Ю.Н. Особенности мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей на разных этапах обучения // Психолого-педагогический поиск. – 2022. – № 2(62). – С. 100-106. – DOI 10.37724/RSU.2022.62.2.011. – EDN GFRDTK.
30. Гут, Ю.Н., Доронина Н.Н. Роль профилирующего обучения в развитии когнитивных особенностей старшеклассников / Ю. Н. Гут, Н. Н. // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2022. – Т. 8. – № 2. – С. 162-173. – DOI 10.18413/2313-8971-2022-8-2-0-14. – EDN LWVHMI.
31. Гут Ю.Н., Худаева М.Ю., Кабардов М.К., Овсяникова Е.А. Влияние жизненной перспективы личности студентов на психологическую готовность к профессиональной деятельности педагогов-психологов / [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2021. – Т. 26. – № 6. – С. 96-106. – DOI 10.17759/pse.2021260607. – EDN FQGXBM.
32. Гут Ю.Н., Ткаченко Н.С., Доронина Н.Н., Овсяникова Е.А., Ланских М.В. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 2(50). – С. 340-352. – DOI 10.32744/pse.2021.2.23. – EDN PWGBJB.
33. Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Кошелева Ю.П., Москвитина О.А. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах / // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 5(53). – С. 323-333. – DOI 10.32744/pse.2021.5.22. – EDN BMJXCN.
34. Шутенко Е.Н. Признаки и паттерны самореализации студентов как показатели их психологического благополучия в процессе обучения в вузе // Наука и образование: новое время. 2018. № 6.
35. Шутенко Е.Н. Признаки самореализации студентов как отражение их психологического благополучия в процессе обучения в вузе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. № 6
36. Шутенко Е.Н. Самореализация студентов как условие обеспечения их психологического здоровья в процессе вузовской подготовки // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 333-337.
37. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kuzmicheva T.V., Koreneva A.V., Romanova G.A., Talysheva I.A. ATTRACTIVE SPHERES OF STUDENTS' SELF-REALIZATION AS PRACTICES FOR SUPPORTING THEIR PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN UNIVERSITY EDUCATION // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2021. Т. 9. № 2. С. 173-188.
38. Shutenko E.N., Kupavtsev T.S., Kuzmicheva T.V., Rychkova T.A., Romanova G.A., Tsareva E.V. THESAURUS CONSTRUCTIONS OF STUDENTS' SELF-FULFILLMENT AND PSYCHOLOGICAL WELL-BEING IN UNIVERSITY EDUCATION // REVISTA PRAXIS EDUCACIONAL. 2021. Т. 17. № 44. С. 21.
39. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Воротынцева Д.А. Инфлюативная модель активизации личностного потенциала студентов посредством применения информационных технологий в вузовском обучении // Перспективы науки и образования. – 2022. - № 5 (59). – С. 143-165. doi: 10.32744/pse.2022.5.9
40. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И., Серебряная М.В. Концепция развития личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. - № 76 (4). – С. 420-423.
41. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Модель построения современных икт как инструментов персонализации образовательного процесса в высшей школе // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ "Нацразвитие". Санкт-Петербург, 2021. С. 100-103.
42. Шутенко Е.Н., Душина Т.А. Самооценка умственных способностей у старшеклассников с разным уровнем мотивации достижения // Компаративный анализ зарубежных и отечественных исследований цифровой образовательной среды в контексте сохранения здоровья участников образовательного процесса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 211-216.
43. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Психологические механизмы имплементации современных ИКТ как средств персонализации образовательного процесса в высшей школе // Образование. Культура. Общество. Сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 47-50.
44. Шутенко Е.Н., Щетинина М.В. Самооценка младших школьников с разным социометрическим статусом // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74-8. С. 59-61.
Основные проекты / Грантовая активность и хоздоговора (за последние 5 лет):
1. Грант РФФИ, научный проект № 18-013-310008 «Улучшение качества жизни жителей белгородской области с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте, посредством оптимизации психологической реабилитации и реадаптации» (Т.Н. Разуваева). 2018-2020.
2. Грант РФФИ, научный проект № 18-013-01151 «Самореализация студенческой молодежи как показатель и фактор ее психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу» (Е.Н. Шутенко). 2018-2020.
3. Программа «Приоритет – 2030». Проект №20180144 «Создание системы методического сопровождения профилактики девиантного поведения «Благополучный ребенок» (Т.Н. Разуваева). 2022-2024.
4. Программа «Приоритет – 2030». Проект №20180145 «Организация методического сопровождения формирования психологической готовности молодых людей к семейной жизни и профилактики разводов» («Счастливая семья») (Ю.Н. Гут) 2022-2023
5. Грант РНФ, научный проект № 23-28-01508 «Воспитательный потенциал волонтёрской деятельности как сферы продуктивной самореализации современной студенческой молодёжи» (Е.Н. Шутенко). 2023-2024.
Научные результаты (за последние 5 лет):
1. Проведено исследование фундаментальных оснований проблемы самореализация студенческой молодежи;
2. Исследовалась проблема диагностики психологического здоровья в условиях социокультурных вызовов российскому обществу;
3. Создана научно обоснованная концепция, методология внедрения комплексной модели социальной поддержки самореализации студенческой молодежи;
4. Разработаны и обоснованы методики оценки психологического здоровья молодежи;
5. Проведено исследование фундаментальных оснований проблемы психологической реабилитации и реадаптации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте.
6. Исследовалась проблема диагностики успешности психологической реабилитации и реадаптации инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте.
7. Создана научно обоснованная концепция, методология внедрения комплексной модели социальной поддержки, психологической реабилитации и реадаптации инвалидов с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте) с учетом регионального аспекта проблемы качества жизни.
8. Разработаны и обоснованы методики оценки психологического состояния инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, приобретенными во взрослом возрасте. Описаны шкалы и процедура исследования;
9. Разработана комплексная программа психологического сопровождения лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата;
10. Разработаны программы индивидуальной реабилитации лиц с приобретенными нарушениями.
11. Разработаны концепция и модель развития личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения;
12. Определены особенности образа мира лиц, склонных к суицидальному поведению;
13. Выделены психологические аспекты онкогематологии;
14. Определено влияние нейропсихологического статуса на особенности схемы тела при нарушении пищевого поведения индивида;
15. Исследованы особенности процессов памяти при зрительных и слуховых нарушениях в пожилом возрасте;
16. Выявлена динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза.
17. Определена нормативно-правовая база формирования психологической готовности к работе с социально уязвимыми группами детей;
18. Определен инструментарий по работе с социально уязвимыми группами детей;
19. Разработаны тренинги профилактики девиантного поведения несовершеннолетних;
20. Разработана программа психологического сопровождения девиантных подростков;
Информацию предоставила Т.Н. Разуваева 27.07.2023