Руководитель направления: | Исаев Илья Федорович |
Ведущие ученые в данной области: | Кормакова Валентина Николаевна, д. п. н, профессор; Макотрова Галина Васильевна, д.п.н., профессор; Шеховская Наталья Леонидовна, д.п.н., профессор; |
Код ГРНТИ: | 14.01.45, 14.25.07, 14.35.05, 14.35.07, 14.37.27 |
Образовательное структурное подразделение: Педагогический институт, факультет психологии
Структурное подразделение: кафедра педагогики
Состав (с указанием руководителя):
1. Исаев Илья Федорович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики – руководитель научного направления;
2. Акиншина Инна Брониславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков;
3. Байбикова Галина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры музыкального образования БГИИК
4. Беленко Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий;
5. Вербицкая Светлана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков БГАУ;
6. Годовникова Лариса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной и социальной психологии
7. Ерошенкова Елена Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
8. Ильинская Ирина Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики;
9. Клепикова Алла Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий;
10. Кролевецкая Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
11. Лысова Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков БУПК;
12. Михайлова Дарья Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
13. Мусина Валентина Егоровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
14. Степанова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики;
Актуальность научного направления.
В условиях социально-экономических изменений образование объективно становится фактором развития общества. Но какие бы перемены не происходили в системе образования, все они обязательно касаются преподавателя, учителя, воспитателя как носителей научного знания, культурно-исторического опыта общества. Все эти изменения в конечном итоге зависят от компетентности преподавателей, уровня их общей и профессиональной педагогической культуры.
В психолого-педагогической науке создан достаточный научный потенциал для проведения комплексных исследований по формированию профессиональной педагогической культуры преподавателя. Принципиальное отличие белгородской научной школы состоит в том, что профессионально-педагогическая культура рассматривается как мера и способ творческой самореализации личности преподавателя, учителя в процессе педагогической деятельности по освоению, передаче, созданию педагогических ценностей и технологий. С современных научных позиций рассматриваются аксиологическая, технологическая и личностно-творческая составляющие профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей, средней, профессиональной школы, учителей и воспитателей общеобразовательной школы, а также педагогов дополнительного образования.
Проблематика научной школы педагогической культурологии в Белгороде обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, направлением научных поисков ее руководителя; во-вторых, востребованностью культурологического подхода в теории и практике педагогического образования как нового методологического основания в педагогических исследованиях; в третьих, с проявлением интереса к данной проблеме многими аспирантами и соискателями, как и в г. Белгороде, так и в других городах России; в-четвертых, убежденность членов коллектива в том, что конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не только знания, владения информацией, освоенные педагогические технологии, сколько общая и профессиональная культура, обеспечивающая личностное и профессиональное развитие, способности создавать и передавать ценности.
По характеру и масштабности проведенных и выполняемых исследований можно говорить о формирующихся научных школах, которые в будущем могут заявить о себе вполне самостоятельно.
В рамках разработанной концепции формирования профессионально-педагогической культуры в научной школе профессора И.Ф. Исаева подготовлены монографии и учебные пособия, рекомендации, программы и др. Научная школа объединяет ученых-педагогов, преподавателей вузов, колледжей, техникумов, учителей, руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием.
Перспективы развития данного научного направления заключаются:
а) в развитии профессионально-педагогической культуры преподавателей и учителей в системе непрерывного педагогического образования, новом содержательном наполнении курса «Преподаватель высшей школы» для магистров, аспирантов, молодых преподавателей, обогащении программ послевузовского повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
б) в проведении сравнительно-педагогических исследований на основе изучения зарубежного научно – педагогического опыта и опыта работы отечественных образовательных и научных учреждений по развитию профессионально-педагогической культуры;
в) в разработке теоретических основ формирования профессионально-педагогической культуры работников системы образования и выполнении прикладных исследований по данной проблеме;
г) в разработке рекомендаций, учебно-методической литературы для студентов педагогических учебных заведений, осуществляющих подготовку будущих учителей.
Направления исследований:
1. Теория и методология профессиональной педагогической культуры (И.Ф.Исаев);
2. духовно-нравственная культура личности (Н.Л. Шеховская);
3. культура самоопределения личности в сфере рабочих профессий (В.Н. Кормакова);
4. развитие творческого потенциала личности (Г.В. Макотрова);
5. поликультурное образование (И.П. Ильинская);
6. просоциальная направленнось профессионального воспитания будущего учителя, воспитателя (Е.И Ерошенкова);
7. формирование полисубъектной культуры преподавателя, учителя в современном образовательном пространстве (Е.Н.Кролевецкая);
8. диагностическая воспитательная культура классного руководителя, куратора студенческой группы (Д.И. Михайлова).
Основные публикации:
1. Исаев И.Ф. Генезис содержания нравственного воспитания школьников в США: монография / И.Ф. Исаев, А.П. Гулов. М.: « Университетская книга», 2018. – 182 с.
2. Кормакова В.Н. Система поддержки социально-профессионального самоопределения педагога: опыт, пути самореализации: монография / Л.В. Годовникова, Е.И. Ерошенкова, Е.Н. Кролевецкая,. В.Н. Кормакова, Г.И.Макотрова. - Белгород: ООО ГИК, 2018. – 163 с.
3. Кормакова В.Н. Конфликтологическая компетентность будущих учителей начальных классов: диагностика и развитие: монография. – Изд-во РУСАНАЙС, 2019. - 192 с.
4. Макотрова Г.В. Дидактические основания развития исследовательского потенциала школьников: антропологический контекст: монография / Г.В. Макотрова. – Белгород: ИД «Белгород», 2019. – 512 с.
5. Исаев И.Ф. Диагностическая культура классного руководителя: монография / И.Ф. Исаев, Д.И. Михайлова. – Москва.: Изд-во «КДУ» «Добросвет», 2020. – 195 с.
6. Исаев И.Ф. Двигательная активность растущего человека: от теории к практике: монография / Под ред. Л.Н. Волошиной, В.Л. Кондакова. – Белгород: Изд-во «Литературный караван», 2019. – 176 с.
7. Ерошенкова Е.И., Ерошенков Н.В. Научная школа И.Ф. Исаева «Профессионально-педагогическая культура: просоциальный аспект»: монография / Е.И Ерошенкова, Н.В. Ерошенков. – Белгород: ИД « БелГУ» НИУ «БелГУ», 2020. – 130 с.
8. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы: учеб. пособие. – М.: Изд-во Юрайт. – 2021. – 365 с.
9. Педагогическое образование: трансформационные процессы, компетенции, технологии: коллективная монография / И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, Г.В. Макотрова и др. Под ред. проф. И.Ф. Исаева. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ «БелГУ», 2022. - 296 с.
10. Ерошенкова Е.И. Просоциальная установка будущего педагога: монография / Е.И. Ерошенкова. – Белгород: ИД «БелГУ» НИУ « БелГУ», 2022. – 388 с.
Основные проекты:
1. «Разработка и реализация культурологической концепции самоопределения старшеклассников в сфере высокотехнологичных рабочих профессий» Госконтракт № 14.А18.21.0042. Руководители – проф. Исаев И.Ф., проф. Кормакова В.Н.
2. «Разработка и реализация психолого-педагогических условий развития инновационного стиля профессиональной деятельности будущих специалистов в образовательном пространстве вуза» Госконтракт №14.А18.21.0098. Руководитель – проф. Исаев И.Ф.
3. «Разработка и реализация модели профессионально воспитания студентов в системе среднего профессионального образования». Руководитель – профессор И.Ф. Исаев. Госзадание МНиО РФ 2018-2020 гг. Руководитель – проф. И.Ф. Исаев.
4. «Обоснование интегративной методологии профессионального воспитания в вузе: доминанты формирования универсальных компетенций, просоциальных установок и полисубъектности будущего учителя». Госзадание МНиО РФ. 2020-2022 гг. Руководитель – доц. Ерошенкова Е.И.
Научные результаты:
1. Разработана и внедрена дидактическая концепция развития творческого потенциала будущего учителя;
2. Разработаны и реализованы теоретико-методологические основы и педагогические условия профессионально-личностного педагогического самоопределения;
3. Разработана и внедрена модель профессионального воспитания будущих специалистов в системе среднего профессионального образования;
4. Разработана и внедрена концепция формирования просоциальных установок и компетенций будущих учителей-воспитателей;
5. В стадии завершения разработка концепции развития профессиональной субъектности педагога;
6. Разработаны и экспериментально апробированы информационные технологии и методы педагогического дизайна в образовательный процесс школы и вуза;
7. Разработана комплексная диагностика уровня воспитанности школьников в деятельности классного руководителя;
8. Разработаны модель, педагогические условия и технологии взаимодействия школы и неполной семьи обучающихся.
9. Результаты выполненных исследований внедрены в практику педагогического института НИУ «БелГУ», других вузов России, в деятельность организаций среднего профессионального образования и общеобразовательных организаций Белгородской области
10. Защищены 2 докторских и 6 кандидатских диссертаций.
Информацию предоставил И.Ф. Исаев 27.07.2023