Руководитель направления: | Игнатова Ирина Борисовна |
Ведущие ученые в данной области: | Игнатова И.Б., Самосенкова Т.В., Свойкина Л.Ф., Петрова Л.Г., Лютова О.В. |
Код ГРНТИ: | 14.31.07; 13.11.07 |
Образовательное структурное подразделение (институт): Институт межкультурной коммуникации и международных отношений.
Структурное подразделение: Кафедра русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации.
Состав: доктор педагогических наук, профессор Игнатова Ирина Борисовна – руководитель направления, доктор педагогических наук, профессор Самосенкова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Свойкина Людмила Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна, кандидат педагогических наук, доцент Кулешова Раиса Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент Лютова Ольга Валентиновна, кандидат филологических наук, доцент Фуникова Светлана Васильевна, кандидат филологических наук, доцент Кравченко Ольга Николаевна, Дрога Марина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, Мамонова Юлия Олеговна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Шевченко Наталья Николаевна, старший преподаватель, Балыков Вячеслав Витальевич, ассистент.
Актуальность научного направления: Постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие человечества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре.
В этих условиях образование иностранных студентов рассматривается в качестве средства безопасного и комфортного существования в новом социуме, а целью обучения становится формирование межкультурной коммуникации у студентов иностранцев.
В связи с этим особую актуальность приобретают научные исследования, которые ориентированы; а) на поиск путей повышения эффективности изучения мира и культуры народа, говорящего на том или ином языке; б) на преодоление культурного барьера, создаваемого национальными особенностями культур-коммуникантов; в) на обучение диалогу культур, т.е. на формирование межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация на современном этапе интеграции образовательных систем рассматривается как ведущая личностная и профессиональная характеристика современного специалиста, в том числе и иностранного. Являясь по своей сути интегративным понятием, межкультурная коммуникация стала источником взаимодействия и взаимоотношения личности с представителями различных социокультурных общностей (Б.Г. Ананьев, З.А. Васильева, В.В. Воробьев, И.А. Зимняя, И.Б. Игнатова, В.С. Ильина, Е.С. Кубрякова и др.).
Проблема культуры (коммуникативной культуры, межкультурной коммуникации) в общефилософском аспекте рассматривается в работах Л.Б.Волченко, Е.Г. Злобина, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева и др. Заслуживает внимания научное направление, исследователи которого рассматривают культуру как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности (А.А. Бодалев, Л.Н. Коган, Б.Ф. Ломов, Л.Н. Макарова и др.). Данный подход открывает широкие возможности в плане исследования проблемы взаимодействия культуры и личности, культуры и языка, культуры и коммуникативной культуры языковой личности, культуры и развития индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности иностранных студентов как коммуникативной языковой личности.
Особую значимость представляют труды отечественных и зарубежных психологов и психолингвистов: Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.А. Залевской, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Дж. Миллера, С.Л. Рубинштейна, К. Юнга и др., отражающие различные психологические вопросы управления коммуникативно-познавательной деятельностью обучающихся, без решения которых невозможно продвижение в поиске эффективной дидактической модели обучения, направленной на формирование межкультурной коммуникации у иностранных студентов-филологов – будущих преподавателей русского языка как иностранного. Межкультурная коммуникация по своей сути является интегративным явлением, основанным на взаимодействии языка и культуры. Общетеоретические аспекты интеграции рассматриваются в трудах В.В. Давыдова, А.Я. Данилюка, И.Д. Зверева, Е.Н. Кабановой-Меллер, Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Максимовой, В.С. Мерлина, Ю.А. Самарина, С.Д. Смирнова, А.И. Суббето, Н.Ф. Талызиной, Ю.С. Тюнникова, Л.И. Харченковой, А.Н. Щукина и др. В данных исследованиях представлена теоретическая основа, позволившая нам раскрыть сущность межкультурной коммуникации как интегративного явления, выявить её структуру и условия формирования.
Опыт практической работы со студентами-иностранцами показывает, что они часто испытывают трудности в общении, сталкиваясь с особенностями коммуникативного поведения представителей иной лингвокультуры. При этом межнациональные контакты могут иметь и негативные последствия, связанные как с проявлением этноцентризма, когда национальные особенности чужой культуры воспринимаются через призму своей, так и с недостаточной сформированностью компетенции межкультурного общения на изучаемом языке.
В основу научных исследований, проводимых в рамках данного направления, нами положена теория формирования и развития межкультурной коммуникации у иностранных студентов как «вторичной» языковой личности на разных этапах их обучения.
Направления исследований:
1. Реализация коммуникативного иноязычного образования в овладении умением вести диалог культур (руководитель – д.п.н., профессор Самосенкова Т.В.; авторский коллектив – Биль О.Н., Коробкова Д.В., Климова Ю.А., Назаренко Е.Б.);
2. Формирование межкультурной коммуникации у иностранных студентов (руководитель – к.п.н., доцент Свойкина Л.Ф.; авторский коллектив - Кулешова Р.В., Фуникова С.В., Лютова О.В., Кравченко О.Н., А.Н. Лангнер);
3. Практическая грамматика в системе обучения РКИ (руководитель - к.п.н., доцент Петрова Л.Г.; Дрога М.А., Мамонова Ю.О., Шевченко Н.Н., Субботина И.М., Щербакова Н.В., Мартиросян А.Г., Балыков В.В.)
Основные публикации за последние 5 лет:
Монографии
1. Петрова Л.Г., Мартиросян А.Г., Свойкина Л.Ф. Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы. Монография./Обучение иностранных (китайских) студентов способам выражения причинно-следственных отношений в русском языке: роль учебного текста. - ГПА, Ялта. – 2018.
2. Самосенкова Т.В. Обучение русскому языку как неродному/иностранному в специальных целях: теория и практика: коллективная монография. гл. 23 Обоснование успешности овладения профессиональным общением на русском языке иностранными студентами неязыковых вузов в современной образовательной парадигме. - Москва, РУДН, 2018.
3. Самосенкова Т.В., Назаренко Е.Б. Глава 34. Образовательные возможности интенсивно-коммуникативного обучения профессиональному сервис-общению как платформа подготовки иностранных стажеров в условиях краткосрочных курсов. с. 565-586// Обучение русскому языку как неродному/иностранному в специальных целях: теория и практика: коллективная монография. под общ.ред. Балыхиной Т.М. - Москва: РУДН, 2018.- 607 с.
4. Дрога М.А., Хасинто Омар Контрерас Сарриа. Сравнительная типология языков. - OmniScriptum Publishing GroupRiga, Latvia, 2019. 113 с.
5. Дрога М.А., Биль О.Н., Коробкова Д.В. Русский язык и культура речи. Теоретические аспекты. - LAP Lambert Academic Publishing RU. - Mauritius, 2019. 122 с.
6. Петрова Л.Г., Сунь Дамань. Причинно-следственные конструкции в РКИ и языках партнёрах: принципы и подходы к обучению: монография. Китай, Циндао. – 2018. - 167 c.
7. Самосенкова Т.В., Капустина О.Н. Инновационная технология профессионально ориентированного обучения иностранных студентов агрономических специальностей на основе проблемного подхода: истоки, сущность, исследования, перспективы. - Издательство БелГАУ, 2018. -240 с.
8. Климова Ю.А., Ромеро Интриаго Д.И. Атрибутивный портрет внутренних качеств человека в российской и китайской лингвокультуре. - Белгород, ООО "Эпицентр"2018. - 60с.
9. Самосенкова Т.В. Толмачева Е.В. Развитие высшего профессионального психолого-педагогического образования: тенденции и перспективы//гл.31. Проблема мотивации и готовности иностранных студентов к использованию инновационных технологий в учебно-профессиональной деятельности: коллективная монография, - Ялта РИО ГПА 2018.С. 168-173.
10. Pétrova L.G., Démir E.I., L.F. Svoïkina. Differences typologiques des attributs en langues russe, française, italienne et espagnole. Universite de la Manouba Institut superieur de sport et d’education physique Кsar Saïd. Monographie.- 2019 Tunis-Tunisie. - 160 p.
11. Петрова Л.Г., Моисеенко О.А., Сунь Дамань. Технология модульного обучения китайских студентов целеполаганию: опыт и перспективы. - Белгород, ИПЦ «Политерра». - 2020. -98 с.
12. Петрова Л.Г., Сун Чжихао. Использование медиаресурсов в преподавании рки в условиях пандемии (на примере обучения китайских студентов)// Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски: монография. - С. 137-145. – 2020.
13. Биль О.Н. Нормы современного русского литературного языка: монография / О.Н. Биль. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2020. – 64 с.
14. Самосенкова Т.В., Савочкина И.В. Ресурсы применения технологии эдьютейнтент в образовательной среде летних курсов РКИ. LAP Lambert academic publishing.- 2021.156 с.
15. Петрова Л.Г., Сунь Дамань, Мартиросян А.Г. Особенности определительных отношений в китайском, русском и английском языках: лингвометодический анализ /Монография. Изд.: КНУ, -160 с., 2022.
16. Петрова Л.Г., Сунь Дамань П30 Особенности системы определительных отношений в китайском языке: монография / Л.Г. Петрова, Сунь Дамань. – Белгород: ИПЦ«Политерра», 2022. – 70 с.
17. Петрова Л.Г., Шевченко Н.Н. Педагогика и психология как наука формирования потенциала современного общества. – Чебоксары: Среда, 2022. – 172 с.
18. Игнатова И.Б., Свойкина Л.Ф. Межкультурная коммуникация в процессе обучения иностранных студентов-филологов. Белгород: Изд-во БГТУ, 2022. – 118 с.
Статьи в рецензируемых изданиях Scopus, Web of Science:
1. Дарья Халявина (Коробкова), Марина Дрога. Индивидуальное словотворчество поэта Василия Каменского // The American scholarly journal Cross-Cultural Studies: Education and Science. - Volume 3, Issue II, June 2018, c. 80-87. http://j-ccses.org/wp-content/uploads/2018/06/Issue-2-2018.pdf
2. Tatyana V.Samosenkova, Lilliya G.Petrova, Olga V. Lyutova, Ludmila. F. Svoykina, Raisa V. Kuleshova "To the question of allocation of verbs of intellect activity in lexical and semantic group", Revista San Gregorio, 2018, No.23, Special Edition, July, p.148-155.
3. Самосенкова Т. В., Савочкина И. В., Гончарова А. В. Мобильное обучение как эффективная образовательная технология на занятиях по русскому языку как иностранному // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 307-319. doi: 10.32744/pse.2019.2.23
4. Самосенкова Т. В., Назаренко Е.Б., Коробкова Д.В. The Training of Foreign Specialists in The Tourism Sector for Professional Activities in Russian Language Based on the Competence Approach. Journal of Pedagogy and Educational Management,Varna University of Management , Bulgaria, Vol. 3. http://jpem.vumk.eu/
5. Yulia A. Klimova, Svetlana V. Funikova, Lyudmila F. Svoykina, Irina M. Subbotina. Attributive portrait of human's internal qualities in Russian and Chinese linguistic culture. Opcion, 35 (Special Issue 22), 2019, pp. 118-131. produccioncientificaluz.org/index.php/opcion/article/view/29434
6. Marina A. Droga, Natalia V. Yurchenko, Daria V. Korobkova, Dina I. Romero Intriago, Alexander N. Langner. Rhyming Compounds as Elements of a Language Game (In Russian and English Languages) // Journal of research in applied linguistics, 2019. - Том: 10. - С. 272-279.
7. Iliya F. Isaev, Tatyana V. Samosenkova*, Fyodor I. Sobyanin, Irina B. Ignatova, Tatyana F. Novikova, Ethno-didactic Specifics of Training Chinese Students in the Russian Language: The Experience of Russian Universities // Universal Journal of Educational Research 7(10B): 27-31, 2019 DOI: 10.13189/ujer.2019.071806.
8. Самосенкова Т.В., Игнатова И.Б., Исаев И.Ф., Новикова Т.Ф., Собянин Ф.И.. Ethno-didactic Specifics of Training Chinese Students in the Russian Language: The Experience of Russian Universities / Universal Journal of Educational Research 7(10B): 27-31, 2019 DOI: 10.13189/ujer.2019.071806.
9. Кулешова Р.В. The features of the organization of the process of teaching Chinese students- philologists homonym vocabulary of the Russian language. Revista Entrelinguas, 2021. – Vol.7.
Статьи в журнале из перечня ВАК (Россия):
1. Профессиональное поле иностранного специалиста сферы международного туризма: структура и содержание. - Проблемы современного педагогического образования. – Сер.: Педагогика и психология. – Сборник научных трудов. – 2018. – Вып. 58. – Ч. 1. – С. 196 – 199.
2. Свойкина Л.Ф., Фуникова С.В., Щербакова Н.В. Специфика коммуникации в городском транспорте // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №5(86). С. 107–116.
3. Климова Ю.А., Субботина И.М., Абрамова Е.С. Формирование навыков устной речи у китайских студентов на материале языка специальности (из опыта работы в вузах КНР). Казанский педагогический журнал, Серия: Педагогическая лингвистика № 2 (127) 2018. – С. 143-146.
4. Абрамова Е.С., Субботина И.М., Климова Ю.А. Образ Запада в зеркале российской прессы: сферы-источники метафорической экспансии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2019. – Том 12. - Выпуск 2. – С. 167-171. ttp://www.gramota.net/materials/2/2019/2/35.html
5. Самосенкова Т.В. Профессиональная установка иностранных студентов-филологов в рамках мотивационной парадигмы. - Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. - Сб. науч. трудов. Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60.
6. Петрова Л.Г., Свойкина Л.Ф. Обучение иностранных студентов медицинской терминологии: организация самостоятельной деятельности при помощи информационных технологий / Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - Выпуск 61. Часть 3. - С. 184-187.
7. Петрова Л.Г., Свойкина Л.Ф., Фуникова С.В. Роль критического мышления в обучении иностранных студентов медицинского профиля пониманию смысла русскоязычного текста/ Педагогический журнал Том 8, № 5A, 2018.- С. 138-146.
8. Петрова Л.Г., Свойкина Л.Ф., Польщикова О.Н. Герменевтика и принципы андрогогического подхода к обучению иностранных студентов пониманию текстов, насыщенных медицинской терминологией / Проблемы современного педагогического образования. -2018. - Выпуск 61. Часть 3. - С.187-191.
9. Свойкина Л.Ф., Лютова О.В. Этнокультурные стереотипы и формирование толерантности у иностранных обучающихся//Педагогический журнал. 2019. Т.9.№5А. Ч.I. С. 407-415. http://www.publishing-vak.ru/archive/pedagogy.htm
10. Петрова Л.Г., Елфимова А.В., Шевченко Н.Н. Обучение иностранных студентов глагольной системе русского языка: классификация возвратных глаголов/ Проблемы современного педагогического образования. 2019. - Выпуск 62. Часть 3. С.186-190.
11. Петрова Л.Г, Дехнич О.В., Сунь Дамань. Русские глаголы совершенного/несовершенного видов прошедшего времени с аористическим значением и система их китайских соответствий // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. 2019. Т.5, N4. C. 19-30. http://rrlinguistics.ru/journal/annotation/1847/
12. Петрова Л.Г., Мартиросян А.Г. Чжао Сяои. Учёт особенностей глаголов китайского языка при обучении китайцев видовременным формам русского глагола. Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 64. – Ч. 1. –С. 247-250
13. Дрога М.А., Юрченко Н.В., Контрерас С.Х.О. Языковая картина мира как отражение культурного фонда (на примере паремий русского языка) // Верхневолжский филологический вестник. Ярославль, 2019. № 4 (19). С. 93-99. https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42363839_81136147.pdf
14. И.М. Субботина, Ю.А. Климова, О.Н. Кравченко. Создание психологического комфорта на уроках РКИ // Казанский педагогический журнал №2, 2020. - С. 167-171. kp-journal.ru
15. Петрова Л.Г., Мартиросян А.Г., Шевченко Н.Н. Русские и английские предложно-падежные конструкции с пространственной семантикой: сравнительный анализ в учебных целях //Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 66. – Ч. 4. – 209 - 212. Наименование издательства: Гуманитарно-педагогическая академия (г. Ялта).
16. Петрова Л.Г., Мартиросян А.Г., Свойкина Л.Ф. Лингвометодическое описание способов выражения целевых отношений в русском и китайском языках: сложноподчинённое предложение //Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: – Ялта: РИО ГПА, 2020. – Вып. 66. – Ч. 4. – 220 - 223.
17. Самосенкова Т.В., Корнеева А.В. Рациональный учет родного языка учащихся на начальном этапе обучения РКИ. Проблемы современного педагогического образования. Ялта,2020. РИО ГПА. – Вып. 66. - ч.2. – С. 275-278.
18. Петрова Л.Г., Лютова О.В., Шевченко Н.Н. Лингводидактический потенциал чат-бота как средства обучения русскому языку как иностранному. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 233-235.
19. Петрова Л.Г., Свойкина Л.Ф., Свойкина Е.Н. Обучение китайских студентов русскому целеполаганию: союз чтобы в придаточных целевых и изъяснительных /Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2021. – Вып. 70. – Ч. 4. – 403. С. 291-295.
20. Свойкина Л.Ф., Польщикова О.Н. Массовый открытый онлайн курс как средство обучения иностранных граждан русскому языку в современных условиях /Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА 2021. № 72-3. С. 311-314.
21. Самосенкова Т.В., Свойкина Л.Ф. Учет языковой специфики лекции как научного жанра при обучении аудированию /Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 4-1.
22. Петрова Л.Г., Балыков В.В. Обучение иностранных студентов интернет-коммуникации на русском языке как новый фрагмент урока онлайн. Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-2. С. 282-286.
23. Петрова Л.Г., Шевченко Н.Н. Художественные тексты для обучения иностранных студентов-медиков: основные требования и критерии отбора Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-2. С. 413-417.
Основные проекты/Грантовая деятельность/хоздоговоры: нет.
Научные результаты (за последние 5 лет):
Список защищённых диссертационных работ, выполненных в рамках данного научного направления, за последние 5 лет:
1. Цотова Диана Юрьевна, «Обучение русскому языку как иностранному на курсах вне языковой среды с использованием лингвотеатральных приемов», 13.00.02, 2018, (Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Самосенкова Т.В.).
2. Савочкина Ирина Викторовна, «Технология эдьютейнмент в практике преподавания русского языка как иностранного в условиях летней языковой школы», 13.00.02, 2020 (Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Самосенкова Т.В.).
3. Корнеева Александра Валерьевна, «Этноориентированное обучение иноязычных учащихся из Латинской Америки категории вида глагола на подготовительном факультете», 13.00.02, 2023 (Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Самосенкова Т.В.).
Информацию предоставила И.Б. Игнатова 24.08.2023