На пресс-брифинге конференции «Теория и практика системного анализа» журналистам объяснили, как применять математические методы в управлении университетом.
Мало кто хорошо понимает, что такое системный анализ. Ещё меньше людей представляет, как он может применяться в управлении предприятием или организацией. И уж совсем ограниченный круг лиц знает, как этот, по сути, математический метод может в своей работе использовать ректор вуза. Проректор по информатизации «Государственного университета — УНПК» из Орла Александр Коськин — один из тех специалистов, которые внедряют системный анализ в управление учебными заведениями:
— Предположим, у нас есть выбор: купить в университет два высокоточных микроскопа или заложить фундамент для нового общежития. Управленцу трудно сразу сказать, какой из этих вариантов лучше. Конечно, в руководстве вузов стоят опытные люди, которым по силам решение этой задачи. Но гораздо лучше, если что-то поможет руководителю учесть риски и преимущества выбранного пути.
Теперь представим некую автоматизированную систему, которая, к примеру, будет выглядеть как обычная компьютерная база данных. Различные вузовские подразделения регулярно закладывают в эту базу достоверную информацию о текущем положении дел, работники деканатов записывают в неё учёт посещаемости студентов и их оценки, бухгалтерия отмечает расходы и прибыли, учёные указывают, на какие гранты подали заявки и что запатентовали. Чем больше подробной информации получит система и чем тщательнее она проработана под самые разные виды данных, тем лучше будет результат работы. Далее управленец вводит некую задачу в специальное поле программы — и она по логическим алгоритмам высчитывает «рамки», в которых можно принять решение. Например, для предложенного примера с микроскопами результат будет таким: «университет укомплектован высокоточной техникой на 40%; в очереди на общежитие в 2009-м году стояли 100 студентов, в 2010-м — 200, в 2011-м — 220; перспектива появления свободных средств в ближайшие два года отсутствует». Управленец поймёт, что в такой ситуации строительство общежития надолго застопорится на фундаменте, и сделает выбор в пользу микроскопов, на которых за два года может быть сделано много исследований.
Такие системы уже существуют и применяются на практике. Александр Коськин рассказал, что в его университете нечто подобное начали разрабатывать ещё в начале 90-х годов, а с 2000-го года автоматизированная система помогает управлять вузом. На Всероссийскую молодёжную конференцию «Теория и практика системного анализа», которая проходила с 1 по 3 октября на базе НИУ «БелГУ», профессор привёз доклад по исследованию, проведённому на основе анализа показаний этой программы:
— Мы подсчитали, например, что если образовательный ценз принимаемых в вузы абитуриентов упадёт хотя бы ещё на один уровень по сравнению с СССР (а он и так уже несколько раз падал), то не имеет значения, насколько хороших преподавателей брать на работу: всё равно произойдёт деградация дипломированных специалистов в целом. На данных, получаемых нашей автоматизированной системой, люди успешно защищают диссертации, поскольку получают уникальные выводы.
При всех плюсах и пользе автоматизированных систем в управлении, до полноценного искусственного интеллекта из фантастических книг им ещё далеко. Но ведь и компьютеры начинались с арифмометров...
— Если перед человеком будут варианты решений, предложенные программой, то выбрать окончательный ответ станет значительно проще. Это сделает систему управления вузом более эффективной. Но конечное принятие решения, конечно, по-прежнему остаётся за человеком,— завершает встречу Александр Коськин.
<< Назад к списку |