Профессор из Лондонского университета представила опыт подготовки специалистов в Великобритании
Рабочие визиты в Национальный исследовательский университет «БелГУ» светил науки, наших соотечественников, ныне работающих в зарубежных вузах, вошли уже в систему. Доктор экономических наук, профессор, академический консультант Лондонского университета Святого Георга Элла Искренко приехала в БелГУ, чтобы провести курс «Кросс-культурный менеджмент» для слушателей Президентской программы и программы «MBA». Во время пребывания на родине (Элла Владимировна достаточно много лет работала в одном из российских вузов) в общении с коллегами появились интересные идеи на предмет организации сотрудничества в новых формах. Пусть системы образования в России и Великобритании отличны, но точки соприкосновения у Национального исследовательского университета «БелГУ» и Лондонского университета Святого Георга имеются. Во главу угла тут и там ставят практическую направленность в подготовке специалиста. Правда, к приоритетной цели идут разными путями. Какой из них выбрали коллеги из Лондонского университета, возможно ли применение западных технологий в российской высшей школе, в частности, в БелГУ, рассказала профессор Элла Искренко.
- Элла Владимировна, как организованы учебные занятия для студентов университета Святого Георга?
- В рамках всех курсов, за исключением лекционных, для студентов создаются такие условия, в которых они могут совместно обсуждать актуальные в контексте конкретной учебной дисциплины проблемы. То есть занятия не строятся по принципу «вопрос-ответ» и соответственно нет цели разобрать такого рода вопросы, как «Что такое себестоимость?» «Как работает сердце человека?» или «Какие стили в современной системе управления используют?». Для студентов разработаны специальные кейсы, в которых представлена практическая ситуация. В ходе дискуссии они предлагают различные варианты для её разрешения. Разумеется, найти адекватный путь возможно только при условии обладания необходимыми теоретическими знаниями. Плюс – умение их применить! Студенты «работают» в командах по 7-9 человек, рассматривая конкретный сценарий и совместно выбирая решение.
- Кто разрабатывает кейсы для студентов?
- Кейсы пишут преподаватели и специалисты-практики. Каждый университет обладает своей системой кейсов, на них существуют авторские права.
- Какова же роль преподавателя в учебном процессе?
- Основная цель занятий данного типа – обеспечить самим студентам возможность участия в решении практических задач, научиться использовать полученные знания и оценить их глубину, понять, что и как они должны разобрать и выучить для успешного решения кейса. Преподаватель следит за тем, чтобы обсуждение шло в правильном направлении, чтобы все студенты участвовали в дискуссии, не допуская доминирования одних или молчаливости других, чтобы был разобран определенный перечень вопросов, которые входят в учебную программу.
Сегодня на Западе, говоря о степени включенности преподавателя в процесс студенческого обсуждения, называют его по-разному: модератор, фасилитатор, тьютор… Занятия в нашем университете ведут тьюторы – специалисты, которые наблюдают за обсуждением, дебатами и дают свои рекомендации аудитории и конкретно каждому её представителю, на что целесообразно обратить внимание. Важной составляющей обучения по кейсам является выработка практики публичного выступления, умение логично и тактично отстаивать свою точку зрения и оценивать позицию оппонента. В Лондоне я закончила специальные тренинговые курсы, которые предлагают определенную методику преподавания с использованием кейсовых технологий. Уникальность этой методики в том, что её основополагающие принципы можно использовать в организации занятий для студентов, получающих разное по профилю образование, будь то гуманитарное или медицинское. В частности, я работаю со студентами-медиками на факультете медицины и общественного здравоохранения.
- В этой связи возникает вопрос о системе кейсов, в основе которых - «Виртуальные пациенты». В чём его особенность?
- В университетах Европы и Америки созданы разные системы и технологии для ведения занятий с использованием «Виртуальных пациентов». Они предназначены для студентов, которые уже имеют определенные знания и в состоянии принимать решения и прогнозировать последствия их развития. Основная цель - обеспечить возможность рассмотрения как можно большего количества клинических случаев и вариантов лечения.
У студентов-медиков во всем мире недостаточно времени для того, чтобы беспрерывно контролировать процесс развития болезни в госпитале. Безусловно, у них есть практика, они под руководством специалиста посещают палаты, проводят осмотр. Но всё это ограничено временными рамками. Поэтому «Виртуальные пациенты» – один из эффективных методов почувствовать себя в роли практикующего врача. В кейсах представлены не только вся история болезни, но и различные варианты лечения и последствия в результате применения каждого из них. Выбрав тот или иной вариант, студенты получают положительный и отрицательный результат. В кейсе есть возможность пересмотреть ситуацию, осознать ошибку, понять, на каком звене цепочки она произошла и почему, и начать лечить «виртуального пациента» по-новому. Что в реальной жизни далеко не всегда возможно. Такая система заставляет не просто учить наизусть, а мыслить, оценивать. Когда же специалист приходит к реальному пациенту, он представляет все варианты развития его болезни и выбирает адекватную методику лечения.
- Как вы считаете, возможно ли внедрение кейсовой системы в Белгородском государственном университете?
- Этот вопрос мы уже обсуждали с проректором по науке БелГУ Андреем Пересыпкиным. Западные университеты работают с кейсами 10-15 лет. Условия в БелГУ для этого есть. Мы будем думать, что необходимо на первом этапе сделать для создания такой системы. Учёные БелГУ могут обратиться к нашему опыту реализации проблемно-ориентированного обучения, которое предполагает работу с кейсами. Основные этапы данного процесса включают формирование группы преподавателей, готовых изучить методику проведения занятий для слушателей с использованием кейсовых технологий и создание своей системы кейсов. Ознакомившись с нашими разработками, белгородские учёные смогут создать свою концепцию, адекватную условиям развития БелГУ и российской практике.
Я приглашаю коллег в Лондон на конференцию по образовательным технологиям, которая должна состояться в июне!
<< Назад к списку |