Знание о правах на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) освобождает от лишних доказательств на правообладание.
Сегодня, когда российская наука делает более уверенные шаги вперёд, когда доселе невиданные технологии прорубают прочное окно в стене, ранее разделявшей науку и бизнес, и, в конце концов, когда создаётся мощная материально-техническая база и оказывается весомая государственная поддержка для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, всех участников инновационного процесса интересует один вопрос: Как правильно распределить между нами права на результаты интеллектуальной деятельности (РИД)? Квалифицированную помощь в ответе на него предлагаю получить у патентного поверенного РФ, начальника отдела интеллектуальной собственности УНИД НИУ «БелГУ», директора регионального центра интеллектуальной собственности Татьяны Токтарёвой.
- Татьяна Михайловна, практика реализации учёными исследовательских работ в рамках государственных контрактов становится всё популярнее. Однако не распространено явление юридической грамотности всех участников НИОКР в вопросах правообладания на полученные результаты. Как быть?
- На основе действующего законодательства специалистами регионального центра интеллектуальной собственности НИУ «БелГУ» разработаны методические рекомендации по распределению прав между тремя участниками инновационного процесса: заказчиками, исполнителями-разработчиками, а также третьими лицами. Законодательство регулирует партнёрские отношения только между двумя участниками: заказчиком и исполнителем. А ведь большинство проектов являются комплексными, то есть их качественное выполнение возможно с привлечением нескольких организаций. И в таком случае возникает следующая схема: заказчик-исполнитель-соисполнитель. В этой триаде возможны различные варианты взаимодействия.
Самое важное в инновационном процессе – полученный результат, или техническая сторона вопроса. Законом установлено, что если результаты НИОКР получены за бюджетные средства, то права распределяются согласно трём нормативным правилам. В первом случае речь идёт о единственном правообладателе – Российской Федерации в лице государственного заказчика (если результаты связаны с обеспечением обороны и безопасности РФ, в силу закона изъяты из оборота, либо финансирование работ по введению этих результатов в хозяйственный оборот берёт на себя РФ). Во втором случае права могут принадлежать заказчику и исполнителю совместно (если результаты необходимы для выполнения государственных функций). При совместном правообладании исполнителю необходимо учитывать, что государственный заказчик вправе самостоятельно решить, кому надо предоставить безвозмездную лицензию на использование РИД для государственных нужд, уведомив об этом исполнителя.
В третьей ситуации, когда установлено отсутствие выше указанных ограничений, исполнитель сохраняет за собой право на полученный результат интеллектуальной деятельности. При этом согласно Постановлению Правительства РФ № 342 исполнитель обязан обеспечить до истечения шести месяцев после окончания НИОКР ряд действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результат научно-технической деятельности. В противном случае – заказчик может стать полным правообладателем.
- Меняется ли сценарий, если в роли заказчика – небюджетная организация?
- Поясню на примере. Предположим, малому предприятию необходимо провести исследовательскую работу для решения конкретной проблемы. Тогда коммерческая структура заключает договор с университетом или какой-либо научно-исследовательской организацией на выполнение перечня операций и получение результата. По законотворческому «сценарию» рассматриваются только две роли: исполнителя и заказчика. Вопросы по правообладанию нужно решать на стадии заключения договора, а не после получения результатов. Если заключён договор с вузом на выполнение НИОКР, но в нём не указано, кому будут принадлежать права на РИД, то они по умолчанию сохраняются за вузом как исполнителем. А заказчик имеет право использовать полученные результаты на основе неисключительной лицензии в течение всего срока действия патента. Если же в договоре на выполнение НИОКР прописано, что права должны принадлежать заказчику, то в этом случае исполнитель передаёт ему право на получение патента, а сам может пользоваться научно-техническими результатами на условиях неисключительной лицензии без выплаты за это дополнительного вознаграждения.
- Включение в госконтракт третьей стороны – соисполнителя – не относится к единичным случаям. В деловом треугольнике есть ли у него шансы на правообладание?
- Государство не состоит в прямых отношениях с соисполнителем. Поэтому когда вы выступаете в роли соисполнителя по госконтракту, то будьте готовы передать полученные охраноспособные результаты исполнителю. Его же первостепенная цель предполагает своевременное заключение для выполнения проекта всех необходимых соглашений непосредственно с соисполнителем. Это обосновано тем, что исполнитель должен оформить патенты на своё имя, чтобы впоследствии передать полученные права Российской Федерации (в первых двух случаях) или же по её требованию – другому лицу для использования их в государственных нуждах.
- Представим ситуацию, что по результатам конкурса поддержан проект, в конкурсной документации которого было указано, что права на полученные в ходе его выполнения РИД будут принадлежать заказчику и исполнителю совместно. Возможно ли на стадии заключения договора переиграть ситуацию на предмет правообладания в пользу исполнителя?
- Такие случаи исключить нельзя. Например, если исполнитель в конкурсной заявке докажет, что в случае закрепления исключительных прав за ним будет обеспечено эффективное введение полученных результатов в хозяйственный оборот, то заказчик может рассмотреть вопрос о единоличном правообладании.
- Где правила, там и исключения. Где очевидное, там и невероятное. Какие моменты, выходящие за стройную систему распределения прав, необходимо учесть учёным как исполнителям госконтрактов?
- Как правило, в госконтракте чётко обозначены результаты, которые должны быть получены. Спорным моментом для учёных, выполняющих НИОКР по заказу, является распоряжение так называемыми сопутствующими результатами, не связанными с приоритетной целью проведённой работы (то есть они могут использоваться по другому назначению). В таком случае исполнитель должен уведомить заказчика об этом и выразить просьбу закрепления прав на РИД за собой.
<< Назад к списку |