Во второй половине июля Нижний Новгород собрал выдающихся учёных-экономистов из России, Украины, Армении, Казахстана и США. Темой работы I летней школы Лаборатории ТРПЭ Высшей школы экономики были «Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика». НИУ «БелГУ» в школе представляла профессор кафедры мировой экономики Светлана Растворцева.
– Светлана, почему Вы выбрали именно эту школу?
– Правильнее было бы сказать, что не я выбрала школу, а школа выбрала меня. С лабораторией теории рынков и пространственной экономики я познакомилась весной в ходе поездки в Санкт-Петербург. Мне интересны их исследования. Например, по процессам концентрации экономической активности в рамках новой экономической географии я работаю по гранту Президента РФ, и для меня важно знать, чем занимаются в этом направлении мои коллеги.
Руководят лабораторией Жак-Франсуа Тисс (бельгийский экономист, ординарный профессор Центра по исследованию операций и эконометрике Католического университета Лувена, профессор французской Национальной школы мостов и дорог) и Владимир Матвеенко (заведующий кафедрой экономической теории Санкт-Петербургского филиала Высшей школы экономики). Там работают не только российские учёные, но и представители Украины, США.
В июне лаборатория объявила конкурс на участие, было выделено всего 15 грантов. От кандидатов требовалось подготовить резюме, обосновать мотивацию к участию в школе, представить серьёзное научное исследование и даже решить достаточно сложные задачи. Мне повезло.
– Задачи, по всей видимости, требовали знания математики?
– Да, в условиях конкурса оговаривалось сразу, что знания математики и английского языка обязательны.
– В чём заключалась работа Летней школы?
– Одно из ключевых направлений – исследование размещения городов. К этому вопросу подходили с разных сторон. Интересно было заслушать доклады о том, как реагировали японские города на экзогенные шоки – бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, как повлияло возникновение и исчезновение границы в Германии на развитие немецких городов.
Необычным ходом со стороны организаторов можно считать приглашение Александра Ложкина – архитектора, директора фонда «Золотая капитель», профессора Международной академии архитектуры. Он как никто другой знает об устройстве города изнутри, он разрабатывал стратегический план развития города Перми и поделился с учащимися школы своим опытом.
– Чем порадовала развлекательная программа?
– Работа школы продолжалась две недели, и у нас был один выходной. Для нас организовали экскурсию в город-музей Городец. Поразила история этого города – он дважды был стёрт с лица Земли, недолго являлся столицей Городецкого княжества, в этом городе умер Александр Невский. И в Нижнем Новгороде я была впервые: погуляли по городу, посетили Кремль, прокатились на канатной дороге и на пароме, поднялись по Чкаловской лестнице – всё за один вечер. Город очень красивый, с множеством старинных зданий, изысканно оформленными улицами, деревянными домами. Моим коллегам удалось посвятить пешим и речным прогулкам по Нижнему Новгороду больше времени. Я же как менее опытный учёный в области «несовершенных рынков» потратила почти всё свободное время на подготовку своих докладов.
– С чем Вы выступали перед аудиторией?
– Изначально все участники получили статьи для обсуждения. Мне досталась одна из наиболее сложных статей «Market size, trade, and productivity» (M.J. Melitz and G.I.P. Ottaviano). Как учебная статья – она идеальна. Авторы рассматривают модель торговли в условиях монополистической конкуренции с гетерогенными фирмами и эндогенными торговыми наценками. Всё это было для меня ново, пришлось потрудиться. В итоге в статье делается вывод о влиянии различных степеней либерализации торговли между странами.
Ещё я готовила доклад по своему исследованию «Determination of a tension between centripetal and centrifugal forces in agglomeration. Bifurcations».
– Как бы Вы оценили атмосферу Летней школы?
– Атмосфера поразительная. Сюда приехали люди, увлечённые своим делом. Это именно тот редкий случай, когда можно было показать коллегам своё исследование, выслушать дельные рекомендации. Засиживались допоздна. Ни одна моя просьба о помощи не осталась без ответа: ребята поддерживали, «расшифровывали» модели, объясняли уже простые для них, но ещё сложные для меня вещи. Например, многие термины с английского невозможно коротко перевести, их можно только объяснить. А ведь все статьи, которые рассматривались на Летней школе, были англоязычными.
– Светлана, какие ещё «научные» встречи ожидают Вас в этом году?
– Во-первых, мне уже посчастливилось попасть в среду талантливых молодых учёных в начале года. Мы с коллегой Сергеем Прокопенко участвовали в Зимней школе Потанинского фонда. 16 преподавателей со всех уголков России – физики, математики, культурологи, географы, юристы, медики, психологи, лингвисты, политологи – делились опытом преподавания и проведения научных исследований. Со многими из них у меня сохранились самые тёплые отношения, а с доцентом Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Лизой Колчинской мы реализуем совместные научные проекты.
Что касается ближайшего будущего, то уже в сентябре к нам в университет приедут 10 молодых кандидатов экономических наук из 10 разных регионов России для совместной работы над проектом «Разработка стратегических направлений повышения конкурентоспособности экономики российских регионов с учётом влияния современных факторов развития». Самая интересная работа ещё впереди! А Лаборатория ТРПЭ Высшей школы экономики уже в следующем году наберёт новых слушателей. И, скажу по секрету, предпочтение они будут отдавать студентам. Но знание английского и математики – обязательно!
<< Назад к списку |