Адрес: ул. Студенческая,14, корпус 4, к. 601 т. (4722) 30-18-50 Декан историко-филологического факультета Литовченко Елена Викторовна доктор исторических наук, доцент, е-mail: Litovchenko[at]bsuedu.ru |
Положение о факультете (утв. 03.08.2018) Объявления и события Web-сайт ППС Институт педагогический |
Заместитель декана по учебной и методической работе – Галушко Инна Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент, e-mail: galushko@bsuedu.ru
Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 603, т. (4722) 30-18-52.
Заместитель декана по социально-воспитательной работе – Ли Кира Константиновна, кандидат филологических наук, доцент, e-mail: stebunova@bsuedu.ru
Адрес: ул. Студенческая 14, корп. 4, к. 601, т. (4722) 30-18-51.
Историко-филологический факультет в структуре НИУ «БелГУ» появился 2 сентября 2013 г. в результате слияния двух факультетов: исторического и филологического, имеющих свою многолетнюю историю.
Корпус №4, ул. Студенческая, 14
Филологический факультет ведет свою летопись с 1945 года, с историко-филологического отделения Учительского института в г. Старый Оскол. В 1954 г. отделение было преобразовано в факультет русского языка и литературы в связи с реорганизацией Старооскольского учительского института в педагогический институт. В 1957 г. институт был перенесен из г. Старый Оскол в г. Белгород, где в 1958 г. состоялся первый выпуск 86 учителей русского языка и литературы. В 1995 г. в связи с получением вузом статуса педагогического университета факультет был переименован в филологический.
Деканами филологического факультета (до 1995 г. факультета русского языка и литературы) в разное время были: Г.А. Хабургаев, В.П. Оводенко, И.И. Августевич, О.А. Соцкова, Н.А. Шевелев, Л.И. Трунова, А.Г. Ковалев, Г.М. Благасова, С.П. Гринева, И.А. Нагорный, В.В. Липич.
История образования и развития исторического факультета тесно связана с развитием педагогического образования в Белгородской области. В связи с активным строительством школ, созданием школ-комплексов и нехваткой учителей истории в сентябре 1977 года было принято решение открыть на базе Белгородского государственного педагогического института им. М.С. Ольминского исторический факультет.
Деканами исторического факультета были: Е.В. Дворецкий, Н.И. Руднева, Е.Ю. Прокофьева, И.Т. Шатохин, А.И. Папков.
Декан историко-филологического факультета Литовченко Елена Викторовна, доктор исторических наук, доцент
Сегодня историко-филологический факультет - это:
В настоящее время подготовку студентов на историко-филологическом факультете осуществляют 3 кафедры:
Учебный процесс на факультете организован в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура, по следующим направлениям подготовки:
44.03.05 Педагогическое образование, профили «История и Обществознание»..
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения), 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в образовательных учреждениях среднего образования. Выпускники этого направления подготовки традиционно ориентированы в профессиональном плане на работу в образовательных учреждениях, составляя основу педагогической корпорации учителей-историков нашей области. Сложившаяся традиция подготовки учителей истории и обществознания, предполагает не только фундаментальный подход к предметной и психолого-педагогической подготовке, но и развитие творческих способностей студентов. В результате выпускники успешно реализуют себя не только в общеобразовательных, но и в высших учебных заведениях, занимая руководящие должности в органах управления образованием, работая в архивах, музеях, библиотеках, в средствах массовой информации, в организациях, специализирующихся на организации отдыха и туризма.
44.03.05 Педагогическое образование, профили «Русский язык и Литература».
Срок обучения: 5 лет (по очной форме обучения) и 6 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает образование, социальную сферу, культуру. Объектами профессиональной деятельности являются обучение, воспитание, развитие обучающихся, образовательные системы. Выпускники этого направления профессионально подготовлены к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, составляя основу корпорации учителей-словесников Белгородской области, а также к культурно-просветительской, методической, научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, они могут работать в редакциях и библиотеках, в сфере управления, осуществления связей с общественностью, филологического обеспечения информационно-издательской деятельности.
46.03.01 История.
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Область профессиональной деятельности выпускников включает работу в высших учебных заведениях, образовательных учреждениях среднего образования, архивах, музеях, в экспертно-аналитических центрах, общественных и государственных учреждениях информационно-аналитического профиля, в средствах массовой информации, органах государственного управления и местного самоуправления, в туристическо-экскурсионных организациях. Выпускники-историки успешно реализуют себя, не только занимаясь педагогической работой и научно-исследовательской деятельностью, но и работая в архивах, музеях, библиотеках.
45.03.01 Филология, образовательный профиль «Отечественная филология».
Срок обучения: 4 года (очная форма обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Профессиональная деятельность выпускников осуществляется в области филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления. Бакалавр подготовлен к научно-исследовательской деятельности; к редакторской, экспертной, аналитической работе в учреждениях образования, культуры, управления, в средствах массовой информации; к социально-гуманитарной деятельности; к проектной и организационно-управленческой деятельности в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях.
Высшее филологическое образование сегодня – это гибкая система, которая выстраивается самим студентом с учетом своего видения будущего. Его основу составляют классическое фундаментальное образование и современная профессия. Полученные знания позволяют выпускникам быстро найти свое место на рынке труда, так как фундаментальное образование дает возможность не стать заложником узкой специальности. В меняющихся общественных условиях, в новой социальной среде, в России и за границей, классическое образование позволяет сориентироваться и найти свой путь к успеху.
46.03.02 Документоведение и архивоведение, образовательный профиль «Документационное обеспечение управления и кадровое делопроизводство».
Срок обучения: 4 года (по очной форме обучения) и 5 лет (по заочной форме обучения).
Квалификация выпускника – бакалавр.
Документовед – это специалист, «ведающий» о документе все, что касается работы с ним (составление, оформление, учет, регистрация, контроль исполнения, справочно-информационная работа, хранение). Он планирует, организует и совершенствует деятельность службы документационного обеспечения управления, кадровой службы и архива организации, осуществляет контроль за состоянием делопроизводства в организации; разрабатывает системы документации, принимает меры по оптимизации документопотоков в организации; участвует в отборе документов, передаваемых на государственное хранение, и в экспертизе ценности документов; принимает участие в совершенствовании автоматизированных информационных систем и систем управления, в разработке новейших информационных технологий с применением компьютерной техники и создании баз и банков данных.
Область профессиональной деятельности выпускников охватывает органы государственной власти и местного самоуправления; службы документационного обеспечения управления, кадровые службы, а также архивы организаций всех форм собственности. Выпускники успешно работают в качестве офис-менеджера, секретаря-референта; помощника руководителя; инспектора по контролю исполнения поручений; документоведа 1 и 2 категорий; специалиста или инспектора кадровой службы; специалиста документационного и информационного обеспечения управления; специалиста по электронному документообороту и обработке документов; архивиста.
Уникальность данного направления подготовки заключается в его междисциплинарности. В процессе обучения студенты осваивают гуманитарные, юридические, экономические, управленческие, информационные, технические дисциплины и специальные дисциплины.
После получения диплома бакалавра выпускники могут продолжить обучение в магистратуре по следующим магистерским программам:
После получения диплома магистра выпускники могут продолжить обучение в аспирантуре по следующим специальностям:
На историко-филологическом факультете созданы все условия для развития научных исследований, это касается как преподавательской, так и студенческой науки.
Научно-исследовательская работа на факультете ведется по следующим направлениям:
Реализуются следующие крупные научные проекты:
Факультет сотрудничает с институтами Российской Академии наук. С 2003 года под руководством В.А. Сарапулкина отряд раннесредневековой археологической экспедиции НИУ «БелГУ» и отдельные студенты принимают участие в охранных раскопках памятников истории и культуры.
Археологическая практика наших студентов проводится в Крыму, в составе Восточно-Крымской археологической экспедиции Института археологии РАН (руководители отрядов Е.А. Семичева и С.Н. Прокопенко).
На кафедрах функционируют научные проблемные группы и научные кружки, где студенты под руководством опытных наставников постигают азы научного поиска. В НИУ «БелГУ», на базе историко-филологического факультета, ведет свою деятельность общественное объединение Белгородское отделение РОО «Византийский клуб», возникшее из научного направления кафедры всеобщей истории «Классическая и византийская традиция». Студенты и преподаватели факультета участвуют в деятельности Белгородского отделения «Византийского клуба», которая осуществляется при поддержке Белгородской митрополии и МГУ им. М.В. Ломоносова. «Византийский клуб» – это культурно-просветительская и общественно-политическая инициатива, миссия которой – формирование новой (а, по сути, исконной, но частично утраченной) повестки по возрождению цивилизационной идентичности как в России, так и за ее пределами. Задача «Византийского клуба» – актуализация исторического и культурного наследия великой Восточно-Христианской цивилизации, дружественных связей народов, проживающих на исторической территории византийского мира и их культурных коммуникаций. Клуб ориентируется на обсуждение проблемных вопросов восстановления российского цивилизационного единства и развития интеграционных процессов.
Проблемные вопросы византийской истории обсуждаются на международных научных конференциях «Кондаковские чтения» и «Классическая и византийская традиция», дважды в год проводятся заседания Белгородского отделения «Византийского клуба», на которых выступают с докладами приглашенные ученые, преподаватели, аспиранты, студенты. По итогам заседаний издается альманах «Византийский мир». Стала традицией проведение ежегодной Всероссийской летней византологической школы. Кроме того, напрямую соприкоснуться с византийским миром позволяют Китейская археологическая экспедиция в Крыму и Археологическая школа в Республике Армения.
Факультетом организуется работа международных, всероссийских, межрегиональных научных и научно-практических конференций. Ежегодно проводятся внутриуниверситетские конференции по итогам научно-исследовательской работы, где с докладами выступают преподаватели, аспиранты, студенты, талантливые школьники. Большой популярностью в студенческих кругах пользуется ежегодный международный молодежный научный форум «Белгородский диалог. Проблемы истории и филологии», по итогам которого публикуются сборники научных работ. Студенты факультета принимают активное участие в работе научных конференций, участвуют в грантах.
Факультет имеет широкие международные связи, благодаря которым осуществляется сотрудничество и обмен в области полевых археологических исследований. Ежегодно студенты, аспиранты и преподаватели факультета принимают участие в научных конференциях за рубежом.
Реализуются совместные программы подготовки магистров с Каршинским университетом.
Жизнь студентов историко-филологического факультета педагогического института весьма многогранна и насыщена: она не ограничена посещением лекционных и практических занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.
На факультете действует Студенческий совет, который оказывает помощь в организации и проведении большого количества факультетских мероприятий и содействует реализации важных направлений деятельности факультета.
Студенты факультета активно вовлекаются в университетские и институтские мероприятия, в которых не просто участвуют, но и регулярно выходят из них победителями и призерами.
Волонтерская деятельность на факультете имеет давние традиции. Оформилось два основных направления этой деятельности: участие в качестве добровольных активистов на социально-значимых мероприятиях различного уровня; волонтерская деятельность, направленная на работу с людьми находящихся в трудной жизненной ситуации. Важным событием жизни студенчества стало их участие в благотворительных акциях: «Теплым словом, добрым делом», «Белый цветок» и др.
Дух сопричастности к судьбе факультета у студентов формируется через участие в традиционных для историко-филологического факультета мероприятиях: «Посвящение в студенты», «День факультета», «Последний звонок», «Конкурс талантов первокурсников», «Студент и Студентка историко-филологического факультета».
В университете созданы все условия для самореализации студентов в спортивной сфере. Дважды в год разыгрывается открытый Кубок декана историко-филологического факультета по мини-футболу, команды по волейболу, футболу, настольному теннису, шахматам, шашкам и другим видам спорта участвуют в университетских соревнованиях, а иногда и выигрывают в них.
Студенты историко-филологического факультета постоянно работают над расширением своего кругозора. В образовательных и воспитательных целях организуются групповые поездки и экскурсии в места славного прошлого Белгородчины (Прохоровка, Русская Халань, Хотмыжск и др.) и России (Соловки, Тула, Волгоград, Москва, Екатеринбург и др.).
Информацию предоставила О.М. Хорева 06.09.2024