Адрес: ул. Студенческая, 14, корп.2, к.274 т. (4722) 30-12-80, 30-12-81 Директор педагогического института Тарабаева Виктория Борисовна доктор социологических наук, профессор e-mail: Tarabaeva@bsu.edu.ru |
Положение об институте (утв. 25.06.2018) Объявления и события Web-сайт ППС Общественный совет по развитию педагогического образования |
Первый заместитель директора педагогического института – Хорева Олеся Михайловна,
т. (4722) 30-18-23, e-mail: Khoreva@bsu.edu.ru;
Заместитель директора по учебной и методической работе – Половнева Марина Владимировна,
т. (4722) 30-18-22, e-mail: polovneva@bsu.edu.ru;
Заместитель директора по научной и международной деятельности – Шатохин Иван Тихонович,
т. (4722) 30-18-54, e-mail: Shatohin@bsu.edu.ru
В 2013 году был образован педагогический институт НИУ «БелГУ» с целью создания единой структуры, аккумулирующей материально-технические и кадровые ресурсы в сфере образования, объединивший все основные факультеты, готовящие будущих учителей. При создании педагогического института, основной целью было стремление не просто объединить факультеты, а создать качественно новое образование, направленное на формирование личности педагога.
На момент создания в состав института входят пять факультетов:
С 1 сентября 2014 года в состав педагогического института вошел факультет психологии.
В 2013 году начинается реализация проекта «Школа НИУ «БелГУ», который нацелен на выявление и целенаправленный отбор учащихся школ города Белгорода и Белгородской области, проявивших склонности к изучению отдельных предметов. В работе школы принимают активное участие преподаватели факультета математики и естественнонаучного образования.
В декабре 2013 года создается образовательный центр «Полиглот».
С 1 сентября 2014 года в состав Педагогического института вошел факультет психологи.
В 2014 году решением ученого совета НИУ «БелГУ» и последующим приказом ректора создан Общественный совет по развитию педагогического образования и утвержден его состав, в который вошли представители ректората университета, его выпускники, ныне возглавляющие образовательные организации. Деятельность совета направлена на повышение качества профессиональной подготовки будущих учителей через привлечение в образовательный процесс социальных партнеров и представителей работодателей.
С 2015 года в институте организован Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.
Преподаватели и студенты получают в ресурсном центре свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам. На базе центра проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.
В 2017 году при участии ректора университета торжественно открыт Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» для продуктивной работы членов студенческих советов педагогического института с возможностью онлайн-трансляции и общения с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, в том числе обмена опытом с другими ВУЗами России и ближнего зарубежья.
С 1 сентября 2018 года в состав факультета психологии вошли две кафедры: кафедра психологии (из состава факультета дошкольного, начального и специального образования) и межфакультетская кафедра педагогики.
Сегодня педагогический институт является продолжателем лучших традиций педагогического образования Белгородской области.
Главной задачей педагогического института является подготовка квалифицированных специалистов, бакалавров и магистров для осуществления профессионально-педагогической деятельности в соответствии с современными потребностями общества и тенденциями развития системы образования страны и региона.
Выпускники педагогического института должны уверенно занимать ключевые учительские и преподавательские позиции в учреждениях общего и дополнительного образования, быть способными к созданию и организации альтернативных форм дошкольного, начального и среднего школьного образования и качественно решать проблемы данных уровней образования в регионе.
Выпускники призваны эффективно решать любые профессиональные задачи, соответствовать высокому стандарту подготовки педагогического института Белгородского государственного национально исследовательского университета и требованиям отраслевых, соответствующих профессии запросов.
Институт сотрудничает с Департаментом образования Белгородской области и образовательными учреждениями Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта Белгородской области, Управлением физической культуры и спорта администрации г. Белгорода, Управлением культуры Белгородской области, Департаментом внутренней и кадровой политики Белгородской области, Белгородским государственным историко-краеведческим музеем, Белгородским государственным литературным музеем, Белгородским государственным историко-художественным музеем-диорамой «Курская битва. Белгородское направление», Белгородским государственным музеем народной культуры, Государственным архивом Белгородской области, Государственным архивом новейшей истории Белгородской области, ОГБУ «Белгородский областной ресурсно-консультационный центр по работе с семьёй и детьми»; «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения»; УФСИН и УМВД Белгородской области.
В настоящий момент в институте 19 кафедр (из них 15 выпускающих), научно-исследовательская лаборатория исторической антропологии, международный центр исторических исследований проблем соседства и идентичности, научно-образовательный психологический и педагогический центр «Ресурс», лаборатория инновационных педагогических технологий, научно-проектный центр когнитивных нейронаук и нейротехнологий и Центр глобально-ориентированного образования дошкольников «Ноосфера».
В институте работает около 250 преподавателей, из них более 30 докторов и более 150 кандидатов наук, а также член-корреспондент УО РАН Андрей Владимирович Головнев. Контингент студентов насчитывает более 5000 студентов и аспирантов по всем формам обучения, из них более 2400 – очной формы обучения и более 2800 – заочной формы обучения.
Обучаются студенты из таких стран, как: Ангола, Армения, Афганистан, Бурунди, Гаити, Гвинея-Бисау, Египет, Израиль, Индонезия, Иордания, Ирак, Казахстан, Китай, Колумбия, Молдова, Монголия, Палестина, Сербия, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Эквадор.
Адрес: ул. Студенческая, 14, корп. 4
к.102 (профессионально-педагогическое и гуманитарное направления), к.108 (естественнонаучное направления), Техник центра – Примакова Наталья Анатольевна |
|
Учебно-методический ресурсный центр (УМРЦ) организован для внедрения в образовательный процесс практико-ориентированных технологий обучения, обеспечивающих формирование у студентов необходимых профессиональных компетенций.
Деятельность УМРЦ осуществляется по нескольким направлениям:
В ресурсном центре преподаватели и студенты получают свободный доступ к информационным и электронным образовательным ресурсам, дидактическим материалам, обучающим программам.
В кабинете естественнонаучного направления сосредоточено учебно-лабораторное оборудование для организации практических занятий по частным методикам, специализированное оборудование для организации школьного лабораторного эксперимента и научно-исследовательской работы студентов.
Наличие современной цифровой лаборатории позволяет студентам осваивать инновационные технологии проведения уроков по естественнонаучным дисциплинам в профильных классах школы.
Кабинет профессионально-педагогического и гуманитарного направления предоставляет возможность использования на занятиях частных методик полный комплект школьных учебников в соответствии с утвержденным Министерством образования перечнем учебников, электронный банк данных актуального педагогического опыта и материалов из опыта работы учителей региона.
Техническое оснащение УМРЦ предоставляет преподавателям и студентам возможность выбора современных образовательных технологий.
Оба кабинета подключены к локальной сети университета с выходом в интернет, оборудованы комплектами мультимедийного оборудования, имеют интерактивные доски, ноутбуки для индивидуальной и групповой работы.
На базе УМРЦ проводятся практические занятия со студентами, магистрантами, обучающимися Школы НИУ «БелГУ», организуются встречи с передовыми учителями школ города Белгорода.
В 2017 году с участием ректора университета торжественно открыт Центр студенческих инициатив «СТУДиЯ» для продуктивной работы членов студенческих советов педагогического института с возможностью онлайн-трансляции и общения с собеседниками из других регионов и городов, участниками вебинаров, форумов и других мероприятий, в том числе обмена опытом с другими ВУЗами со всей России и ближнего зарубежья.
Институт ведет образовательную деятельность в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательный процесс строится на основе компетентностного подхода, имеет практико-ориентированный характер, что обеспечивает подготовку выпускников к выполнению всего спектра профессиональных функций.
Профессиональная подготовка студентов осуществляется в соответствии с европейскими стандартами непрерывного трехуровневого высшего образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура. Обучение ведется по следующим формам: очной и заочной. Срок обучения студентов по очной форме обучения 4 года и 5 лет; по заочной – 5-6 лет. Срок обучения в магистратуре 2 – 2,5 года.
Для того чтобы учеба студентов была более успешной, преподаватели института используют современные образовательные технологии с применением электронных образовательных ресурсов, методов активного обучения, метода проектов, технологии развития критического мышления. С бакалаврами и магистрами работают опытные специалисты-практики, а также известные отечественные и зарубежные учёные.
Каждый факультет осуществляет подготовку будущих учителей по своим направлениям.
В течение ряда лет студенты института демонстрируют глубокие знания по педагогике и психологии и специальным дисциплинам, подтверждением этому является их успешное участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Во время обучения большое внимание уделяется педагогической практике. Все виды педагогической практики проходят в образовательных учреждениях разных уровней и типов, которые являются стажерскими или экспериментальными площадками муниципального, регионального или федерального уровня.
Научные исследования в педагогическом институте имеют богатые традиции, высокие достижения и ведутся по широкому спектру направлений. Получили признание среди научного сообщества такие научные направления, как:
В рамках педагогического института действуют научные центры и лаборатории:
В августе 2018 года проект инновационной деятельности «Социализация-индивидуализация дошкольников в условиях вариативной системы физического воспитания», разработанный доктором педагогических наук, профессором Л.Н. Волошиной, прошёл экспертизу в Российской академии образования. Получено свидетельство об аккредитации и присвоении статуса инновационной площадки Российской академии образования.
Ученые института составляют основу диссертационных советов, действующих на базе университета, по педагогическим, филологическим, историческим наукам.
Руководителями и членами редколлегий научных журналов НИУ «БелГУ», в том числе и входящих в список ВАК РФ являются ведущие ученые института: В.А. Шаповалов, В.Б. Тарабаева, И.Ф. Исаев, Н.Н. Болгов, С.В. Блажевич; Н.Ф. Алефиренко, А.М. Аматов, Е.А. Огнева, В.К. Харченко, Т.Н. Разуваева, Л.Н. Волошина, Н.Л. Шеховская, Е.И. Ерошенкова, В.Н. Ирхин, В.В. Гребнева, И.Т. Шатохин, Л.С. Половнева, И.Г. Оноприенко, С.И. Тарасова.
С 2014 года совместно с Университетом штата Теннесси (США) стал издаваться на русском и английском языках сетевой журнал «TRACTUS AEVORUM: Эволюция социокультурных и политических пространств», который входит в ведущие российские и международные базы научного индексирования.
Нашими партнерами в проведении научных исследований и проектов являются: Университет штата Теннесси (США), Бременский университет и Фрайбургский педагогический институт (Германия), Университет Сержи-Понтуаз (Франция), Научно-координационный центр «Гносис» (Кипр), Государственный педагогический университет (Вьетнам), Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами (Узбекистан), Каршинский государственный университет (Узбекистан), Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет (Казахстан) и другие.
Ежегодно в педагогическом институте проходят международные конференции, многие из которых стали традиционными: Профессионально-педагогическая культура учителя и преподавателя: проблемы воспитания в условиях социальной трансформации; Языковые образы: лингвокреативные символы этнокультурной духовности; Белгородский диалог; Кондаковские чтения; Классическая и византийская традиция и другие. Активную работу ведет Белгородское отделение «Византийского клуба».
Ежегодно студенты-психологи занимают призовые места в Межвузовских олимпиадах по психологии, проводимых в Орловском государственном университете, а в 2009, 2012, 2015 и 2017 годах – стали победителями.
Педагогический институт НИУ «БелГУ» ставит своей целью интегрирование в международное пространство, предполагая эффективное сотрудничество с зарубежными организациями и учреждениями в научно-образовательной, научно-методической, социально-культурной и физкультурно-спортивной деятельности. Педагогический институт имеет договоры о сотрудничестве с ведущими вузами США, Германии, Франции, Италии, Вьетнама, Узбекистана, Казахстана, Армении, Беларуси и др.
Факультеты и кафедры института реализуют совместные образовательные программы в рамках сетевого Университета ШОС по соглашениям с Ошским государственным университетом (Киргизия), Каршинским государственным университетом (Узбекистан). Совместные образовательные программы реализуются также с Самаркандским государственным институтом иностранных языков (Узбекистан), Приднестровским государственным университетом им. Т.Г. Шевченко (Молдова). Разрабатывают совместные образовательные программы с партнерами: Ташкентским государственным педагогическим университетом им. Низами (Узбекистан); Западно-Казахстанским инженерно-гуманитарным университетом (Казахстан), Фрайбургским педагогическим институтом (Германия). Реализация этих проектов позволит существенно расширить программы академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей; создаст условия для признания диплома педагогического института НИУ «БелГУ» за рубежом; будет способствовать внедрению Приложения к диплому, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
В 2018 и 2019 годах Международный центр исторических исследований проблем соседства и идентичности НИУ «БелГУ» и редакция сетевого научного журнала «Tractus Aevorum» провели Международные научные семинары «Identity, Borders and Borderlands in Wartime and Transitional Periods», в которых приняли участие учёные из вузов-партнёров НИУ «БелГУ» (Бременского университета (Германия), Университета Сержи-Понтуаз (Франция) и Ольденбургского университета имени Карла фон Осецкого (Германия), Научно-координационного центра «Гносис» (Кипр), а также коллеги из Упсальского университета (Швеция) и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Совместные студенческие школы уже стали традицией в деятельности кафедр института. В 2015 и 2018 годах были проведены Международные студенческие школы по истории «Проблема идентичности в античных текстах» (совместно с Бременским университетом).
Совместным проектом, направленным на продвижение научных достижений ученых института в международное научное информационное пространство, является издание при поддержке коллег из Университета штата Теннесси (США) сетевого журнала «Tractus Aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств» (главный редактор В.А. Шаповалов, ассоциированный редактор Dr. Emily Baran, выпускающий редактор В.В. Василенко).
Ученые педагогического института являются членами редколлегий зарубежных научных журналов: проф. В.В. Гребнева и проф. Т.Н. Разуваева – в журнале «Year book of Eastern Europe and Studies» Русско-польского института (г. Вроцлав, Польша); проф. Н.Н. Болгов в журнале «Вестник ХНУ им. В.Н. Каразина. Серия История» (Украина, Харьков). Проф. Собянин Ф.И. и доц. Никулин И.Н. участвуют в деятельности Международной Федерации Физического воспитания (FIEP).
Академическая мобильность научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и студентов является одной из приоритетных задач в деятельности педагогического института. Ее развитие связано с расширением и укреплением международных контактов факультетов и кафедр института. Все договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами предполагают реализацию различных видов академической мобильности на паритетных началах.
Наиболее интенсивный академический обмен сложился в сотрудничестве с Фрайбургским педагогическим институтом и Университетом Сержи-Понтуаз (Франция). Ежегодно студенты выезжают в Фрайбург, Сержи-Понтуаз и приезжают в Белгород для обучения по различным образовательным программам. Студенты, магистранты и аспиранты института выезжают на краткосрочные языковые курсы, студенческие школы в университеты Великобритании, Франции, Германии, Бельгии. Преподаватели и студенты факультета иностранных языков ежегодно проходят языковую трехнедельную педагогическую практику в городе-побратиме Херне (Германия) для того, чтобы познакомиться с системой образования ФРГ, начиная с детского сада и заканчивая университетом.
Ученые института (проф. Болгов Н.Н., проф. Седых А.П., Аматов А.М., проф. Алиференко Н.Ф., проф. Собянин Ф.И., проф. Черкасов В.А., доц. Никулин И.Н., доц. Василенко В.В., доц. Гребнева В.В., Болгова А.М., доц. Ситникова М.А., доц. Семичева Е.А., доц. Даниленко А.П., доц. Попова О.В. и др.) развивают научную академическую мобильность, участвуя в научных конференциях, симпозиумах, семинарах в ведущих научных центрах мира. Профессор кафедры русского языка и русской литературы Н.Ф. Алефиренко по приглашению Университета им. Адама Мицкевича (Познань, Польша) на протяжении трех месяцев осенью 2016 года читал лекции для польских студентов по русской филологии, а в 2018 году – в Университете Градец Кралове (Чехия). Заведующие кафедрами педагогики и русского языка и русской литературы Н.Л. Шеховская и И.И. Чумак-Жунь в 2019 году читали лекции в Ташкентском государственном педагогическом университете (Узбекистан).
Ежегодно в институте читают авторские курсы, ведут занятия и мастер-классы преподаватели из зарубежных вузов-партнеров: Фрайбургского педагогического института (Германия), Каршинского государственного университета (Узбекистан), Фонда Роберта Боша (Германия), Немецкой службы академических обменов (Германия), Государственного педагогического университета г. Хошимина (Вьетнам) и др.
Большое внимание в педагогическом институте уделяется социально-воспитательной работе, которая проводится в различных формах и по разным направлениям.
На всех факультетах института действуют Студенческие советы, формируемые на ежегодном общем собрании обучающихся факультета. Члены студенческих советов организуют, активизируют и включают студентов в дела факультета, института, университета, координируют реализацию важных направлений деятельности института.
Жизнь студентов педагогического института многогранна и насыщенна, не ограничивается посещением только лишь аудиторных занятий и выходит далеко за рамки учебных аудиторий.
Вместе с кураторами студенты посещают Ботанический и Зимний сады НИУ «БелГУ», концерты областной филармонии, театр, выставочные залы, а также участвуют в играх КВН, смотрах и конкурсах, таких как: «Посвящение в студенты», «Мистер и Мисс факультета», «Последний звонок», «Смотр талантов первокурсников» и т.д.
Студенты института являются активными членами университетских творческих коллективов: студии современного танца «DanceХаос», шоу-группы «Эксклюзив», вокально-хореографической группы НИУ «БелГУ» «31-й Регион», академического хора и др.
На факультете дошкольного, начального и специального образования регулярно организуются сменные выставки художественного творчества студентов, обучающихся по профилю «Изобразительное искусство» – картин, скульптур, изделий из папье-маше, оригами и др.
Волонтеры института оказывает посильную помощь всем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации; проводят встречи с ветеранами, которым оказывается различного рода помощь; принимают активное участие в традиционной акции «Теплым словом, добрым делом» и благотворительных акциях для подопечных подшефных детских домов.
Неотъемлемой частью воспитания и обучения становятся учебные экскурсии в места славного прошлого Белгородчины, России, (Прохоровка, Поныри, Дивногорье, Тула, Москва, Санкт-Петербург и др.) и зарубежья.
Серьезное внимание уделяется адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности в ВУЗе. Постоянно проводятся кураторские часы, беседы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекций, а также соблюдению законодательства РФ, нормативных актов НИУ «БелГУ».
Студенты принимают участие в спортивных университетских соревнованиях. Спортивная жизнь студентов организуется в секциях Учебно-спортивного комплекса Светланы Хоркиной и Спортивного комплекса «Буревестник». Призовые места занимают студенты института, принимая участие в командных первенствах по баскетболу, футболу, волейболу, шахматам, плаванию, легкой атлетике и т.д. Факультет физической культуры постоянно организует встречи со знаменитыми спортсменами и людьми, пропагандирующими здоровый образ жизни. Большое внимание уделяется «Дням здоровья» в институте, насыщенная программа которых вовлекает практически каждого студента института.
В институте проводится большая профориентационная работа, осуществляется помощь в трудоустройстве выпускников посредством сотрудничества со среднеобразовательными учреждениями в ходе педагогической практики.
За достижения в учебе, участие в общественно-полезной деятельности, активную научную и спортивную деятельность студенты награждаются стипендиями Ректора НИУ «БелГУ», Губернатора Белгородской области, Президента РФ и Правительства РФ, Фонда «Поколение» и др.
Информацию предоставила О.М.Хорева 18.11.2021